Социология личности. Личность как социальный тип. Социализация

Оглавление

#Личность #формирование и развитие личностных черт #Социализация #стадии социализации #Агенты социализации #Институты социализации #Социальный тип личности #типы личности
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

Личность — это любой человек, рассмотренный в его социальности как ответственный и сознательный субъект социальной жизни. 

По мнению исследователей, на формирование и развитие личностных черт человека оказывают влияние следующие факторы:  

  1. биологическая наследственность;

  2. физическое окружение

  3. культура

  4. групповой опыт

  5. уникальный индивидуальный опыт

Социализация — процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. 

Термин «социализация» соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении.

Выделяют следующие стадии социализации: 

  • Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода; в это время ребенок чаще подражает). 

  • Стадия индивидуализации или промежуточная социализация (18–25 лет); в это время появляется желание выделить себя среди других.  

  • Стадия интеграции (появляется желание «вписаться» в общество). 

  • Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека. В этот период человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность. 

  • Послетрудовая стадия социализации, пожилой возраст. Его рассматривают как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта в процессе передачи его новым поколениям. 

Процесс социализации происходит с помощью людей и учреждений (институтов). Их называют — агентами социализации. 

Агенты социализации — конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. 

Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. 

Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс распадается на два этапа:  

  • десоциализация — отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения; 

  • ресоциализация — следующий за этапом десоциализации этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых.  

Социальный тип личности — продукт взаимодействия историко-культурных и социально — экономических условий жизнедеятельности людей. 

В современной социологии типы личности выделяются в зависимости от их ценностных ориентаций: 

  1. Традиционалисты — ориентированы на ценности долга, дисциплины, законопослушания; уровень самостоятельности, самореализации низкий. 

  2. Идеалисты — критически относятся к традиционным нормам; твердая установка на саморазвитие. 

  3. Фрустрированный тип личности — характеризуется низкой самооценкой, угнетенным самочувствием. 

  4. Реалисты — сочетают стремление к самореализации с развитым чувством долга, скептицизм с самоконтролем. 

  5. Гедонистические материалисты — ориентированы на удовлетворение потребительских желаний. 

Принято выделять также: 

  1. Модальный тип личности — преобладающий в данном обществе; 

  2. Базисный тип личности — максимально отвечающий потребностям современного общества. 

Общественные отношения способствуют развитию определенных типов личности. В свою очередь, комплекс определенных личностных качеств влияет на общественное развитие.