Теория социализации личности: Ч. Кули, Дж. Г. Мид

Оглавление

#Концепция самости #социализация складывается из 3х элементов
Теория Дж. Мида #«Я» - продукт социальный #процесс формирования личности
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
МИНИМУМ

По мнению многих авторов название теории Ч. Кули переведено на русский язык не совсем корректно-правильнее ее обозначить как теорию «зеркальной самости». В этой версии сохраняется изначальное представление родоначальников символического интеракционизма о сложной структуре личности индивида, состоящей, из I и Me.

Концепция самости получила дальнейшее развитие в трудах идейных последователей символического интерракционизма, предложивших свое видение самости (Гоффман и др.) Чтобы не вносить путаницу в терминологию, сохранено традиционное название теории – «Зеркальное Я». Однако в уме мы должны помнить, что в данном случае я выступает синонимом самости.

Социолог отмечает, что «Социализацию такого рода можно назвать отраженной или зеркальной самостью. Мы видим наше лицо, фигуру и одежду в зеркале, интересуемся ими, поскольку все это наше. Бываем довольными, а бываем и нет, в соответствии с этим принимаем какие-то решении об изменении своего поведения или облика. Точно так же в своем воображении мы воспринимаем мысль о нашем облике, манерах от других людей. И это самым различным образом на нас воздействует.

По мнению Кули, социализация складывается из 3х элементов:

  1. Того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие люди.

  2. Того, как люди реагируют на то, как они нас воспринимают.

  3. Как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других.

В процессе формирования личности особо важную роль играют первичные группы (семья, сверстники). Если представители первичных групп уважительно относятся к ребенку, то это зеркально отражается на нем-ребенок сам начинает уважать себя, что проявляется в адекватных социальных действиях. И напротив, если в силу разных причин ребенок лишается материнской любви, уважения окружающих, то это обязательно сказывается на становление личности – роли, которые он способен играть, перестают соотносится с ожиданиями близких ему людей, а позднее и более широкого общества. 

Кули предположил, что Я состоит из Я-чувств, которые оформляются через отношение с другими людьми. Так же он называл важнейшим признаком социального существа способность выделять себя из группы и осознавать свое «Я». 

Теория Дж. Мида

Американский психолог Джордж Герберт Мид пошел дальше в своем анализе процесса развития нашего «Я». Как и Кули, он считал, что «Я» - продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми. В начале, будучи маленькими детьми, мы не способны объяснять себе мотивы поведения других. Научившись осмысливать свое поведение, дети делают тем самым первый шаг в жизнь. Научившись думать о себе, они могут думать и о других; ребенок начинает приобретать чувство своего «Я».

Дж.Г. Мид (1863-1931 гг.), подобно своему предшественнику Ч. Кули, придавал решающее значение в процессе социализации индивида социальному взаимодействию, однако, в отличии от него, Мид пытался более глубоко раскрыть роль символов и жестов в процессе взаимодействия. Усматривая главную особенность человеческого сознания в способности использовать символы и адекватно их интерпретировать, американский социолог полагал, что необходимой стороной взаимопонимания и согласованного социального взаимодействия является способность человека, формирующаяся еще в детском возрасте, принимать на себя роли других людей. Главное место в формировании этой способности, по его мнению, принадлежит детским играм.

По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии:

  1. Первая - имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Маленький мальчик может «помогать» родителям вычистить пол, таская по комнате свой игрушечный пылесос или даже палку. 

  2. Вторая игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т.д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли. Играя в куклы, маленькие дети обычно говорят с ними то ласково, тo сердито, как родители, и отвечают вместо кукол так, как мальчик или девочка отвечают родителям. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общества,- это следующий важный шаг в процессе создания своего "Я".

    По мнению Мида, человеческое «Я» состоит из двух частей: «Я - сам» и «Я - меня». «Я - сам» - это реакция личности на воздействие других людей и общества в целом. «Я - меня» - это осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей (родственников, друзей). «Я - сам» реагирует на воздействие «Я - меня» так же, как и на воздействие других людей. Например, «Я - сам» реагирую на критику, старательно обдумываю ее суть; иногда под влиянием критики мое поведение меняется, иногда нет; это зависит от того, считаю ли я эту критику обоснованной. «Я - сам» знаю, что люди считают «Я - меня» справедливым человеком, всегда готовым прислушаться к мнению других. Обмениваясь ролями в процессе игры, дети постепенно вырабатывают свое «Я - меня». Каждый раз, глядя на себя с точки зрения кого-то другого, они учатся воспринимать впечатления о себе.

  3. Третий этап, по Миду, стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Например, каждый игрок бейсбольной команды придерживается правил и игровых идей, общих для всей команды и всех игроков в бейсбол. Эти установки и ожидания создают образ некого «другого» - безликого человека «со стороны», олицетворяющего общественное мнение. Дети оценивают свое поведение по стандартам, установленным «другими со стороны». Следование правилам игры в бейсбол подготавливает детей к усвоению правил поведения в обществе, выраженных в законах и нормах. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности.