Культурная экспансия, культурная диффузия, культурный конфликт как формы межкультурной коммуникации
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Культурная экспансия представляет собой расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные пределы или государственные границы. По своей сути это процесс преимущественно однонаправленной межкультурной коммуникации.
В тех странах, где местные культуры оказывали сопротивление культурной экспансии, язык метрополии был вытеснен из всех сфер общения и заменен автохтонным (местным/традиционным) языком. Сопротивляемость культур была разной, что обусловлено не только разной длительностью колониального господства, но и тем, что колониальные захваты совпали с различными стадиями национальной консолидации, становления национальных культур.
Европоцентризм
Эволюция колониальных режимов допускала возможность образованным представителям других наций и конфессий примкнуть к достижениям европейской цивилизации, поскольку именно она считалась носителем прогресса. Утверждался универсализм европейской культуры, европейских норм и ценностей, необходимости их распространения в качестве законов на весь мир, на все «неразвитые» расы и народы. «Нецивилизованные» должны были постепенно приобщаться к новому образу жизни и его принципам.
Такая политика имела вполне «гуманное» обоснование: критерием цивилизованности является не цвет кожи или разрез глаз, поэтому любые народы могут стать цивилизованными, если в процессе своего культурного развития откажутся от своих национальных традиций.
Культурная экспансия США
Вторая половина XX в. стала временем культурной экспансии США. Распространение культурной экспансии с Запада на Восток (вестернизация) представляет собой интенсивное проникновение западноевропейского и американского образа жизни, как и сопутствующих ему ценностей, обычаев, символов и культурных артефактов (фильмов, компьютерных программ, видеоигр, книг и пр.) в восточноевропейские, латиноамериканские, исламские, африканские и азиатские страны. Сегодня культурная экспансия осуществляется прежде всего через современные аудиовизуальные средства — телевидение, радио, кино, интернет. Особенно явно следы вестернизации заметны в сфере рекламы. Во многих странах предпринимаются меры, направленные на защиту национальной культуры от культурной экспансии.
Культурная диффузия представляет собой взаимное проникновение (заимствование) культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении (культурном контакте).
В отличие от культурной экспансии, носящей преимущественно однонаправленный характер, культурная диффузия — дву- или многонаправленный процесс, зависящий от количества взаимодействующих культур, распространяющих свои ценности на другие культуры. Его механизмами служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, войны, торговля, торговые выставки и ярмарки, научные конференции, обмен студентами и специалистами и т. п.
В результате культурной диффузии народы заимствуют друг у друга не все подряд, а лишь то, что:
во-первых, является близким их собственной культуре, т. е. то, что можно понять, оценить и соответствующим образом использовать;
во-вторых, принесет им явную или скрытую выгоду, поднимет престиж, позволит продвинуться вверх по ступенькам социального прогресса;
в-третьих, отвечает их внутренним потребностям, т. е. таким потребностям, которые не могут удовлетворить культурные артефакты и комплексы, имеющиеся в его распоряжении. Примером престижного заимствования служит мода: один народ или социальная группа заимствует не то, что им необходимо с утилитарной точки зрения, а то, что считается престижным.
Культурный конфликт предполагает столкновение субъектов культуры — носителей различных культурных ценностей и норм. Причиной культурных конфликтов служат культурные различия между народами или внутри отдельного общества, которые могут принимать форму противоречия или даже открытого столкновения.
Виды культурных конфликтов:
конфликты между различными этническими группами и их культурами (русскими и представителями кавказских этносов);
конфликты между религиозными группами, представителями различных религий или течений внутри отдельных религий;
конфликты между различными частями единой нормативной системы доминирующей культуры (например, в рамках одного общества могут сосуществовать группы, по-разному относящиеся к вопросам допущения или недопущения разводов, добрачных сексуальных связей или абортов и т. п.);
конфликты между поколениями, носителями разных субкультур;
конфликты между традициями и новациями в культуре (такие конфликты присущи быстро изменяющимся обществам);
конфликты между различными лингвокультурными сообществами и их отдельными представителями, возникающие вследствие языковых барьеров и интерпретативных ошибок.