Роль экзистенциализма в становлении знания о коммуникации (Камю, Сартр, Хайдеггер, Ясперс)
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Экзистенциализм — это философия свободы и веры в уникальность и независимость человеческого индивида.
Центр экзистенциальной мысли — проблема смерти и наша реакция на нее. После смерти ничего не будет. Это ведет нас к пониманию тотальной свободы. Раз мы ничего о себе не знаем и в мире нет постоянного смысла, значит мы один на один со своей свободой. Я и только я в ответственности за свою свободу. То есть свобода = ответственность (теперь не сбросишь ничего на Бога или судьбу).
Предмет и цель экзистенциализма — внутренний мир личности, изолированной от общества, способ переживания личностью противоположной ей чуждой и враждебной действительности. Экзистенциализм отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.
Прежде всего экзистенциализм — это философия бытия. Бытие трактуется как экзистенция (= непосредственно данное человеческое существование).
Экзистенция — это то, что можно назвать ощущениями человека, когда он осознает свое живое присутствия в этом мире и во взаимоотношениях с ним.
Камю
Его философия делится на 2 блока — абсурд и бунт.
Ключевая проблема человека по Камю — это необходимость прожить собственную жизнь. Человек рождается в бессмысленном мире, но внутри человека есть потребность познания. По своей природе мы ищем смысл в мире, где этого смысла нет. Это и есть абсурд. Что же нам делать? Есть 3 варианта: самоубийство, капитуляция перед абсурдом, бунт против абсурда. Последний — единственно верный (по Камю) вариант существования в мире. Бунт = создание смысла. Мы должны быть счастливыми Сизифами, которые приходят в этот мир, зная, что умрут, как Сизиф знает, что камень, который он тащит наверх, обязательно скатится вниз. Именно через бунт человек творит все свои ценности.
Сартр
Философию Сартра можно описать одной его же фразой: существование предшествует сущности.
Человек появляется в мире, действует и только потом определяется. Мы есть то, что мы делаем. Именно наше существование, наш постоянный выбор и есть мы. Изначально человек это ничто, пустота. И уже каждый выбор и поступок человека создает его. Как только человек умрет, его существование закончится. Он потеряет свою главную характеристику — свободу быть. Именно в этот момент, с концом существования, возникает моя сущность, так как ее уже невозможно изменить. В чем ключевая характеристика нашего существования? В свободе.
Человек осужден быть свободным — главный тезис Сартра. Наша жизнь = существование. Конец нашей жизни = появление сущности. Каждое решение в процессе существования остается с нами до конца и формирует нашу сущность.
Таким образом, коммуникация у Сартра не сопоставима с понятием свободы и подразумевает конец существования и начало сущности. Процесс коммуникации уничтожает личность как свободного уникального индивидуума. Подлинное общение между людьми невозможно. Только фальшь и ханжество.
Мартин Хайдеггер
По Хайдеггеру (как и по Сартру), экзистенция есть бытие, направленное к ничто и сознающее свою конечность. Она непознаваема и невыразима, ее нельзя отождествить ни с чем, научно постигаемым. Человек может постичь экзистенцию, как способ своего существования только в моменты, когда он сильно потрясен и поражен, в условиях пограничной ситуации (перед смертью). По своему характеру это философия человеческой некоммуникабельности.
В этом и состоит проблема человеческого одиночества: человек не может быть до конца понят другим человеком, он не может до конца понять другого человека, разделить его чувства и переживания.
Хайдеггер считал проблему коммуникации одним из частных случаев и не уделял ей направленного внимания. Вопросы коммуникации рассматриваются Хайдеггером в русле его рассуждений о «событии» с Другим (совместного существования), которое происходит «в форме обмена бытийными возможностями, в результате которых Я усваиваю, делаю своими способы бытия Других, и наоборот». В этом смысле, язык, экзистенциально-онтологическим фундаментом которого является речь, выполняет важнейшую социальную функцию.
Экзистенциальная герменевтика — интерпретация не только текста, речи или высказывания, а самой действительности. Язык – единственная возможность понимания, следовательно, ключ к анализу человеческого бытия. Это необходимый инструмент коммуникации как таковой и коммуникации экзистенциальной в качестве высшего типа общения. Существующий язык, подчиненный логическим правилам, грамматике и синтаксису, ставит непреодолимые пределы тому, что люди хотят сказать друг другу. Пользуясь таким языком, люди говорят о сущем, а не о бытии, а бытие непознаваемо.
Карл Ясперс
Основой экзистенциализма является коммуникация. В отличие от Хайдеггера, Ясперс считает, что без коммуникации невозможна человеческая свобода.
По Ясперсу, коммуникация — важнейшее из условий существования человеческого общества, момент духовного понимания одним экзистенциальным существом другого, критерий истинности (истинно только то, что может быть сообщено, передано другому), всеобъемлющую сущность бытия.
Бытие каждого человека начинается именно с коммуникации, а не с факта биологического рождения. Коммуникация неотделима от личного бытия. Вне коммуникации не может быть человека. Таким образом, коммуникация одновременно и освобождает (посредством понимания), и сковывает (посредством разума, который является гарантом понимания друг друга и того, что человеческая свобода как главная ценность экзистенциализма не превратится в своеволие).
Ясперс проводит различие между «объективной» и «экзистенциальной» коммуникацией (качественная характеристика). Объективная коммуникация обусловлена любого рода общностью между людьми (общие интересы, общая культурная принадлежность и т. п.). Экзистенциальная коммуникация — высший тип общения (подробнее дальше).
4 уровня бытия с позиции коммуникации:
Объемлющее существование соотносится с эмпирическим «Я», которое отождествляется с биологическим телом человека, целью которого является сохранение и поддержание жизни. Оно предполагает вступление в коммуникацию общности, которая гарантирует безопасность.
Коммуникация сознания — это «коммуникация тождественного себе сознания во множественности его существований». Общение основано на формальных принципах, предполагающих равенство участников коммуникации, и является обменом мыслями.
Коммуникация духа предполагает принципиально иной уровень бытия. Она характеризуется осознанием личностью своего неповторимо «Я» как части единого целого, объединенного присутствием идеи. «Отдельный индивид осознает себя стоящим на своем месте, которое имеет свой особый смысл».
Экзистенциальная коммуникация — высший тип общения. Экзистенциальная коммуникация предполагает, что личности всегда неповторимы и самоценны. К такому уровню общения человек становится готов, только познав самого себя, свои желания, устремления. Она является подтверждением преодоления собственного эгоизма и прорыва личности к Другому человеку. Она не отвергает трех низших ступеней, а опирается на них как на свои предпосылки.