Различия функционала и целей PR-службы в коммерческих, некоммерческих и общественных организациях
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Первые ставят целью своей основной деятельности извлечение прибыли, вторые предоставляют социальные услуги, содействуют развитию культуры, образования, оказывают благотворительность и осуществляют другие общественно-полезные цели. НКО выступают своеобразным посредником между государством и коммерческим сектором, реализуя социальные идеи и программы по инициативе первых с помощью вторых. НКО осуществляют различную деятельность в сфере образования, культуры, здравоохранения и так далее.
Коммерческие организации создаются в форме хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных предприятий.
Некоммерческие организации создаются в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций и объединений, учреждений и всевозможных фондов.
Основные задачи связей с общественностью в коммерческом секторе:
Создание образа организации как единого члена общества путем налаживания коммуникаций организации с его социальной средой.
Предоставление приоритетных позиций в конкурентной борьбе.
Расширение сферы влияния организации в обществе.
Формирование ближнего круга из влиятельных и авторитетных людей.
Создание конкретного психологического настроя в самой организации.
Осуществляя свою деятельность, коммерческое предприятие потребляет разного рода ресурсы и часто оказывает при этом неблагоприятное воздействие на окружающую среду: природу и общество. Это воздействие должно быть определенным образом компенсировано. Кроме того, успешно работающее предприятие имеет дополнительные обязательства перед государством и его гражданами в сфере социального страхования и обеспечения. Поэтому все коммерческие предприятия обязаны делать отчисления в государственный бюджет и бюджеты местных органов власти. Они должны осуществлять платежи также в некоторые внебюджетные фонды.
Получение прибыли лежит в основе главной цели каждой коммерческой бизнесструктуры. Поэтому PR коммерческих организаций должен прикладывать максимум усилий к созданию условий для увеличения прибыли.
Коммерческий PR можно считать достаточно продвинутой сферой связей с общественностью. Ни одно крупное коммерческое предприятие в настоящий момент не работает без участия в своей деятельности хорошо отлаженной службы связей с общественностью.
Игорь Цикунов выделяет доп. функции PR в некоммерческой организации:
Приобрести сторонников. У известной организации гораздо больше возможностей по привлечению сторонников. Ими могут стать волонтеры, готовые помогать организации своими знаниями и умениями или состоятельные люди, способные организационно поддержать мероприятия.
Привлечь финансирование. Известной организации гораздо проще привлекать средства для своего развития, так как нет необходимости постоянно устраивать презентацию деятельности организации.
Привлечь властные ресурсы. Активно действующая организация, реализующая социальные программы может стать партнером местной власти, а, следовательно, получить административную поддержку.
В рамках некоммерческих связей с общественностью можно выделить два основных направления деятельности:
Первое – это продвижение социальных программ, инициатором которых могут выступать государство, общественные институты, коммерческие структуры.
Основными задачами тут являются:
изучение и анализ общественного мнения;
разработка стратегии продвижения социальной программы, проекта, акции;
привлечение общественного внимания к проблеме, программе со стороны государственных и коммерческих структур, широкой общественности;
комплексная информационная поддержка;
взаимодействие с лидерами мнений;
разработка эффективных каналов коммуникации с целевыми группами.
Второе направление – это PR общественных некоммерческих организаций или, как его называют специалисты, «связи с общественность. третьего сектора».
Здесь решаются следующие основные задачи:
формирование благоприятной общественной среды для деятельности общественных организаций;
привлечение внимания властных структур к программам общественных организаций;
подготовка и реализация программ для привлечения спонсорских средств.
Основное отличие деятельности специалистов по связям с общественностью в некоммерческом секторе заключается в том, что PR некоммерческой организации отличается тем, что здесь продвигается не столько товар или услуга, и даже не организация. Зачастую здесь продвигается идея, хотя работа по продвижению организации также необходима, но преимущественно выполняется для поддержания репутации в своей профессиональной среде.
Бюджет, выделяемый на осуществление мероприятий в сфере связей с общественностью для коммерческих организаций, не сопоставим с бюджетами некоммерческих организаций.
Если в коммерческом менеджменте основная цель прибыль и ее можно измерить, то в некоммерческой деятельности конечный результат заключается в социальных преобразованиях. Это тоже своего рода прибыль, только социальная, и ее невозможно измерить одним количественным показателем. А поскольку деятельность некоммерческих организаций не приносит материальную прибыль, следовательно, она нуждается в льготах, дотациях и поддержке.
Отсутствие четких показателей итогов работы затрудняет контроль и анализ эффективности некоммерческой деятельности и ее результатов.
Продвижение в некоммерческом секторе специфично, так как тесно связано с реноме некоммерческих организаций – зависимость НКО от государственной политики и общественных традиций, поэтому, в менеджменте НКО более широко используют методы именно связей с общественностью, нежели рекламы.
Еще одной особенностью PR в некоммерческих организациях является возможность привлечения волонтеров (добровольцев).
Легче привлечь СМИ;
Отсутствие конкуренции (за спонсоров);
Хорошие взаимоотношения с властями.