Различия функционала и целей PR-службы в коммерческих, некоммерческих и общественных организациях

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Основные задачи связей с общественностью в коммерческом секторе функции PR в некоммерческой организации два основных направления деятельности
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Первые ставят целью своей основной деятельности извлечение прибыли, вторые предоставляют социальные услуги, содействуют развитию культуры, образования, оказывают благотворительность и осуществляют другие общественно-полезные цели. НКО выступают своеобразным посредником между государством и коммерческим сектором, реализуя социальные идеи и программы по инициативе первых с помощью вторых. НКО осуществляют различную деятельность в сфере образования, культуры, здравоохранения и так далее.

Коммерческие организации создаются в форме хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных предприятий.

Некоммерческие организации создаются в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций и объединений, учреждений и всевозможных фондов.

Основные задачи связей с общественностью в коммерческом секторе:

  1. Создание образа организации как единого члена общества путем налаживания коммуникаций организации с его социальной средой.

  2. Предоставление приоритетных позиций в конкурентной борьбе.

  3. Расширение сферы влияния организации в обществе.

  4. Формирование ближнего круга из влиятельных и авторитетных людей.

  5. Создание конкретного психологического настроя в самой организации.

Осуществляя свою деятельность, коммерческое предприятие потребляет разного рода ресурсы и часто оказывает при этом неблагоприятное воздействие на окружающую среду: природу и общество. Это воздействие должно быть определенным образом компенсировано. Кроме того, успешно работающее предприятие имеет дополнительные обязательства перед государством и его гражданами в сфере социального страхования и обеспечения. Поэтому все коммерческие предприятия обязаны делать отчисления в государственный бюджет и бюджеты местных органов власти. Они должны осуществлять платежи также в некоторые внебюджетные фонды. 

Получение прибыли лежит в основе главной цели каждой коммерческой бизнесструктуры. Поэтому PR коммерческих организаций должен прикладывать максимум усилий к созданию условий для увеличения прибыли

Коммерческий PR можно считать достаточно продвинутой сферой связей с общественностью. Ни одно крупное коммерческое предприятие в настоящий момент не работает без участия в своей деятельности хорошо отлаженной службы связей с общественностью. 

Игорь Цикунов выделяет доп. функции PR в некоммерческой организации:

  • Приобрести сторонников. У известной организации гораздо больше возможностей по привлечению сторонников. Ими могут стать волонтеры, готовые помогать организации своими знаниями и умениями или состоятельные люди, способные организационно поддержать мероприятия.

  • Привлечь финансирование. Известной организации гораздо проще привлекать средства для своего развития, так как нет необходимости постоянно устраивать презентацию деятельности организации.

  • Привлечь властные ресурсы. Активно действующая организация, реализующая социальные программы может стать партнером местной власти, а, следовательно, получить административную поддержку.

В рамках некоммерческих связей с общественностью можно выделить два основных направления деятельности:

Первое – это продвижение социальных программ, инициатором которых могут выступать государство, общественные институты, коммерческие структуры.

Основными задачами тут являются:

  • изучение и анализ общественного мнения;

  • разработка стратегии продвижения социальной программы, проекта, акции;

  • привлечение общественного внимания к проблеме, программе со стороны государственных и коммерческих структур, широкой общественности;

  • комплексная информационная поддержка;

  • взаимодействие с лидерами мнений;

  • разработка эффективных каналов коммуникации с целевыми группами.

Второе направление – это PR общественных некоммерческих организаций или, как его называют специалисты, «связи с общественность. третьего сектора».

Здесь решаются следующие основные задачи:

  • формирование благоприятной общественной среды для деятельности общественных организаций;

  • привлечение внимания властных структур к программам общественных организаций;

  • подготовка и реализация программ для привлечения спонсорских средств.

Основное отличие деятельности специалистов по связям с общественностью в некоммерческом секторе заключается в том, что PR некоммерческой организации отличается тем, что здесь продвигается не столько товар или услуга, и даже не организация. Зачастую здесь продвигается идея, хотя работа по продвижению организации также необходима, но преимущественно выполняется для поддержания репутации в своей профессиональной среде.

Бюджет, выделяемый на осуществление мероприятий в сфере связей с общественностью для коммерческих организаций, не сопоставим с бюджетами некоммерческих организаций.

Если в коммерческом менеджменте основная цель прибыль и ее можно измерить, то в некоммерческой деятельности конечный результат заключается в социальных преобразованиях. Это тоже своего рода прибыль, только социальная, и ее невозможно измерить одним количественным показателем. А поскольку деятельность некоммерческих организаций не приносит материальную прибыль, следовательно, она нуждается в льготах, дотациях и поддержке.

Отсутствие четких показателей итогов работы затрудняет контроль и анализ эффективности некоммерческой деятельности и ее результатов.

Продвижение в некоммерческом секторе специфично, так как тесно связано с реноме некоммерческих организаций – зависимость НКО от государственной политики и общественных традиций, поэтому, в менеджменте НКО более широко используют методы именно связей с общественностью, нежели рекламы.

Еще одной особенностью PR в некоммерческих организациях является возможность привлечения волонтеров (добровольцев).

  • Легче привлечь СМИ;

  • Отсутствие конкуренции (за спонсоров);

  • Хорошие взаимоотношения с властями.