... > Акушерство и гинекология > Формирование здорового образа...

Формирование здорового образа жизни и его роль в профилактике нарушений репродуктивной системы

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

факторов принципами

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — сознательное санитарное поведение, направленное на укрепление, сохранение и восстановление здоровья, на обеспечение жизнерадостности и работоспособности, на достижение активной, продолжительной жизни (ВОЗ, Дрезден,1985).

Репродуктивное здоровье женщины зависит от ряда факторов:

  • эндогенных — наследственные факторы, состояние здоровья (соматическое) родителей, и особенно матери, в период беременности (состояние функциональных систем организма, которые характеризуются лабораторными показателями, принятыми за норму), репродуктивное здоровье матери и отца, их детский анамнез и период становления репродуктивной функции и др.;

  • экзогенных — факторы производственной и окружающей среды, социально-экономические показатели жизни, качество медицинского обслуживания и его эффективность, условия быта, экология места проживания, сбалансированность питания, особенно в период беременности и т.д.

Следовательно, при неблагоприятных влияниях вышеуказанных факторов репродуктивное здоровье женщины ухудшается, а т.к. материнский организм выполняет для развивающегося плода роль внешней среды, то это неизбежно негативно отразиться на будущем ребенке (что подтверждается также при анализе факторов риска нарушения внутриутробного развития – соматические заболевания матери, ее возраст, неблагоприятный социально-экономический статус, вредные привычки и т.д.).

Поэтому формирование здорового образа жизни – важный аспект работы акушер-гинекологов, которые при этом должны руководствоваться следующими принципами:

  • научность санпросвет работы, т.е. ее соответствие современному состоянию науки и практики;

  • массовость санпросвет работы, т.е. участие в ее осуществлении всех медицинских работников, педагогов школ и ВУЗов, СМИ и т.д.;

  • целенаправленность работы – выбор основного направления с учетом различных групп женщин (например, лекция по контрацепции будет полезна женщинам репродуктивного возраста, но бессмысленна женщинам в постменопаузе);

  • доступность изложения материала – при санпросвет работе материал должен излагаться максимально просто без излишней терминологии;

  • оптимистичность изложения материала – следует постоянно подчеркивать возможность успешной борьбы с заболеваниями, пропагандировать знания по профилактике тяжелых болезней;

  • актуальность санпросвет работы – выбор направления работы должен быть ориентирован на текущие актуальные проблемы;

  • необходимо отметить, что все же основную роль в формировании ЗОЖ играет поведение женщины, ее индивидуальный режим жизни (физвоспитание, питание, личная гигиена, сексуальное поведение).