Экстренные меры безопасности при опасных происшествиях на водном, железнодорожном и воздушном транспорте
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
При пользовании воздушным транспортом следует придерживаться рекомендаций:
в самолет одевайте удобную одежду и обувь;
если у вас есть возможность выбрать местоположение вашего кресла, выбирайте то, что расположено рядом с выходом и по возможности ближе к середине или хвосту самолета;
при каждом взлете и посадке следите за тем, чтобы ваш ремень безопасности был плотно натянут у ваших бедер;
узнайте, где располагаются выходы (основные и аварийные) на вашем самолете, как они открываются и когда их не надо открывать (не открывают тогда, когда за бортом непосредственно у выхода пожар или густой дым);
продумайте, какое фиксированное положение вам следует занять, если произойдет авария. Это положение зависит не только от того, сидите вы лицом по ходу движения или против, но и от того, на каком расстоянии находится ваше кресло от кресла, расположенного впереди вас;
важным фактором, определяющим вашу выживаемость в аварии, является то обстоятельство, зафиксировали ли вы себя в подходящем положении;
будьте в курсе событий, происходящих за бортом самолета. Если происходящее за бортом самолета указывает на то, что аварийная посадка неизбежна, займите нужную фиксированную позу;
если значительная часть вашего полета проходит над водной поверхностью, вам следует знать до взлета, какого рода индивидуальные плавсредства имеются на борту и порядок пользования ими. Если предполагается, что вам понадобится спасательный жилет, надлежит удостовериться, что он находится рядом с вашим креслом;
если произошел пожар в полете, не надо впадать в состояние безысходности и терять всякую надежду на спасение, даже если пожар достаточно обширный и салон наполняется дымом. Если у вас есть время, чтобы подготовиться к аварийной посадке, то защититесь от огня, покрыв как можно большую часть вашей кожи одеждой. Как можно меньше дышите воздухом, который содержит дым;
когда самолет совершит вынужденную посадку, быстро двигайтесь к выходу;
если из-за сильной задымленности трудно видеть или дышать, пригнитесь или ползите к выходу на четвереньках, но двигайтесь быстро;
не бросайтесь сквозь стену огня, пока не будете абсолютно уверены, что нет другого пути для эвакуации.
в захваченном террористами самолете оставайтесь на своем месте, постарайтесь не привлекать внимания;
не задавайте вопросы террористам и не смотрите им в глаза;
выполняйте требования террористов, не создавая конфликтных ситуаций, спрашивайте разрешения передвинуться, сходить в туалет, открыть сумочку и т.п.;
попросите террористов освободить детей, женщин и престарелых;
если ваш самолет штурмует группа захвата, ложитесь на пол и оставайтесь там до конца операции, не мешая ее проведению;
при применении слезоточивого газа дышите через мокрый платок, быстро и часто моргайте, вызывая слезы;
покидайте самолет только после команды спасателей;
при освобождении выходите как можно скорее, вещи оставляйте в салоне (возможен взрыв или пожар);
выйдя наружу, выполняйте команды группы захвата;
чтобы не стать случайной жертвой в перестрелке, не бегите.
Основные правила безопасности при пользовании пассажирским транспортом:
при движении вдоль железнодорожного пути не подходите ближе 5 м к крайнему рельсу;
на электрифицированных участках не поднимайтесь на опоры, а также не прикасайтесь к спускам, идущим от опоры к рельсу, и лежащим на земле электропроводам;
подходя к железнодорожному переезду, внимательно следите за световой и звуковой сигнализацией, а также положением шлагбаума;
переходите пути при открытом шлагбауме, а при его отсутствии — когда нет близко идущего подвижного состава;
не ходите по платформе рядом с вагоном прибывающего (уходящего) поезда и не стойте ближе двух метров от края платформы во время прохождения поезда без остановки;
подходите непосредственно к вагону после полной остановки поезда;
посадку в вагон и выход из него производите только со стороны перрона или посадочной платформы; будьте внимательны — не отступитесь и не попадите в зазор между посадочной площадкой вагона и платформой;
на ходу поезда не открывайте наружные двери тамбуров, не стойте на подножках и переходных площадках, а также не высовывайтесь из окон вагонов;
при остановке поезда на перегоне не выходите из вагона;
двери купе в купейных вагонах фиксируйте замками в крайних положениях — открытом полностью или закрытом, — при резких толчках на ходу поезда вы избежите травм от произвольного движения незафиксированных дверей;
курите только в установленных местах, в нерабочих тамбурах, не применяйте в вагонах открытый огонь и бытовые приборы, работающие от вагонной электросети (чайники, утюги, электроплитки);
не перевозите в вагонах легковоспламеняющиеся и взрывчатые вещества;
познакомьтесь со схемой эвакуации пассажиров при аварийных ситуациях;
если вы неуверенно чувствуете себя на верхней полке, попросите проводника перевести вас на нижнее место или предоставить ремни безопасности;
в случае экстренной эвакуации из вагона старайтесь сохранять спокойствие, берите с собой только самое необходимое; громоздкие вещи, которые могут препятствовать быстрой эвакуации и загромождать коридоры, оставьте в вагоне. Окажите помощь при эвакуации пассажирам с детьми, престарелым, инвалидам, глухонемым. При выходе через боковые двери и аварийные выходы будьте внимательны, чтобы не попасть под встречный поезд.
При объявлении тревог пассажирам следует сохранять спокойствие, строго выполнять установленный на судне порядок и все указания членов экипажа судна. По общесудовой тревоге следует зайти в каюту, надеть теплую одежду, индивидуальное спасательное средство (спасательный жилет или нагрудник) и ждать дальнейших распоряжений. Порядок надевания индивидуального спасательного средства указан в каютной карточке пассажира. По тревоге «Человек за бортом» выход пассажиров на открытые палубы запрещен. По шлюпочной тревоге члены экипажа, ответственные за безопасность пассажиров, выведут вас к месту посадки в коллективные спасательные средства. При этом брать с собой багаж не разрешается. Садиться в шлюпки, если возникает такая необходимость, разрешается только по команде администрации судна. Посадка людей в открытые спасательные шлюпки может в зависимости от гидрометеоусловий производиться по трапу, по шторм-трапу, со шлюпочной палубы, со специальной площадки в месте крепления шлюпки по одному. Посадка людей в надувной спасательный плот может осуществляться по шторм-трапу, надувному желобу, прыжком в плот, прыжком в воду и последующим входом в плот из воды. Следует отметить, что последний способ для необученного человека является совершенно непреодолимым барьером.
Оказавшись в воде, рекомендуется:
чтобы замедлить наступление охлаждения, увеличив тем самым сроки пребывания в воде низкой температуры, нужно держать голову как можно выше над водой, поскольку более половины всех теплопотерь организма приходится на ее долю;
удерживать себя на поверхности воды, стараясь затрачивать минимум физических усилий, поскольку при активных плавательных движениях, наряду с увеличением теплопродукции, нарастают и теплопотери, а следовательно, энергетические резервы организма окажутся быстрее израсходованы;
активно плыть к берегу в шлюпке следует только в том случае, если она находится на расстоянии, которое можно преодолеть за 30-40 минут;
оказавшись на спасательном плоту или в шлюпке, стремитесь подавить в себе растерянность, сохранить самообладание и веру в то, что вас ищут, найдут и спасут;
неукоснительно выполняйте указания лидера группы.