Назначение, задачи и структура ГСЧС. Органы управления, силы и средства системы

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

ГСЧС Основная цель ГСЧС
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

ГСЧС — это система органов государственного управления, сил и средств, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны (ГО) и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС), включающая республиканские, территориальные, местные и объектовые органы повседневного управления по ЧС.

Основная цель ГСЧС — объединение усилий республиканских и местных органов исполнительной и распорядительной власти, а также организаций и учреждений для предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, обеспечения промышленной, пожарной и радиационной безопасности.

ГСЧС базируется на нескольких постулатах:

  • признание факта невозможности исключить риск возникновения ЧС;

  • соблюдение принципа превентивной безопасности, предусматривающего снижение вероятности возникновения ЧС;

  • приоритет профилактической работе;

  • комплексный подход при формировании системы, учет всех видов ЧС, всех стадий их развития и разнообразия последствий;

  • построение системы на правовой основе с разграничением прав и обязанностей.

Основными задачами ГСЧС являются:

  • разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;

  • осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;

  • обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

  • создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

  • сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

  • подготовка населения к действиям в ЧС;

  • прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

  • осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

  • ликвидация ЧС;

  • осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

  • реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, участвующих в их ликвидации;

  • международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС. ГСЧС включает в себя все задачи по обеспечению природной и технической безопасности страны, в т.ч. функции Гражданской обороны (ГО).

Организационно в состав ГСЧС входит комиссия по чрезвычайным ситуациям при Совете Министров Республики Беларусь, Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС), территориальные и отраслевые подсистемы, звенья, принадлежащие перечисленным структурам, и имеет четыре уровня: республиканский, территориальный, местный и объектовый.

Территориальные подсистемы ГСЧС создаются исполнительными и распорядительными органами областей и г. Минска для организации мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в пределах их территорий, состоят из звеньев (район, город), соответствующих принятому в республике административно-территориальному делению.

В состав сил и средств ГСЧС входят:

  • силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС;

  • силы и средства наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов.

Силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС состоят из:

  • органов и подразделений МЧС (1-й эшелон — готовность 30 с);

  • территориальных и объектовых невоенизированных формирований ГО;

  • организаций и подразделений экстренной медицинской помощи Министерства здравоохранения (в постоянной готовности);

  • штатных аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных подразделений и формирований министерств, других республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь;

  • учреждений ветеринарной службы и станций защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь;

  • территориальных и объектовых аварийно-спасательных формирований;

  • специализированных подразделений, создаваемых на базе организаций строительного комплекса.

Аварийно-спасательные формирования должны иметь материально-технические ресурсы, обеспечивающие работу в автономном режиме в течение не менее трех суток. В мирное время ликвидация последствий ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов исполнительной власти (областей, г. Минска, районов), на территории которых сложились ЧС. Непосредственное руководство ликвидацией последствий осуществляется соответствующей комиссией по ЧС.

Основу аварийно-спасательных сил ГСЧС образуют:

  • пожарные аварийно-спасательные отряды (ПАСО) областных управлений МЧС — 6;

  • пожарные аварийно-спасательные части (ПАСЧ) МЧС — 313;

  • пожарные аварийно-спасательные посты (ПАСП) МЧС — 518;

  • аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные подразделения министерств (ведомств), территориальных подсистем.

Силы и средства наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов организационно входят в состав:

  • Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;

  • Республиканского гидрометеорологического центра (Гидрометцентра Республики Беларусь);

  • Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности;

  • Департамента по ядерной и радиационной безопасности;

  • Департамента по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

  • санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения Республики Беларусь;

  • государственной и ведомственной ветеринарной службы;

  • Главной государственной инспекции по семеноводству, карантину и защите растений;

  • научно-исследовательских организаций НАН Беларуси;

  • ведомственных научно-исследовательских организаций.

Задачами сил и средств наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов являются:

  • сбор и анализ информации о состоянии природной среды и потенциально опасных объектов;

  • представление необходимых данных в органы повседневного управления ГСЧС при угрозе и возникновении ЧС;

  • прогнозирование и наблюдение за возникновением и развитием стихийных природных явлений, гидрометеорологической и экологической обстановкой;

  • контроль за промышленной, экологической, радиационной и пожарной безопасностью, в том числе при строительстве, модернизации и реконструкции объектов;

  • проведение экологической экспертизы текущих и перспективных планов развития и размещения производительных сил, отраслей промышленности и их объектов;

  • контроль за использованием природных ресурсов и эксплуатацией природных объектов;

  • прогнозирование и оценка экологических и социальных последствий стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф;

  • прогнозирование появления и развития эпизоотий и эпифитотий.