Назначение, задачи и структура ГСЧС. Органы управления, силы и средства системы
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
ГСЧС — это система органов государственного управления, сил и средств, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны (ГО) и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС), включающая республиканские, территориальные, местные и объектовые органы повседневного управления по ЧС.
Основная цель ГСЧС — объединение усилий республиканских и местных органов исполнительной и распорядительной власти, а также организаций и учреждений для предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, обеспечения промышленной, пожарной и радиационной безопасности.
ГСЧС базируется на нескольких постулатах:
признание факта невозможности исключить риск возникновения ЧС;
соблюдение принципа превентивной безопасности, предусматривающего снижение вероятности возникновения ЧС;
приоритет профилактической работе;
комплексный подход при формировании системы, учет всех видов ЧС, всех стадий их развития и разнообразия последствий;
построение системы на правовой основе с разграничением прав и обязанностей.
Основными задачами ГСЧС являются:
разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;
осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
подготовка населения к действиям в ЧС;
прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
ликвидация ЧС;
осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, участвующих в их ликвидации;
международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС. ГСЧС включает в себя все задачи по обеспечению природной и технической безопасности страны, в т.ч. функции Гражданской обороны (ГО).
Организационно в состав ГСЧС входит комиссия по чрезвычайным ситуациям при Совете Министров Республики Беларусь, Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС), территориальные и отраслевые подсистемы, звенья, принадлежащие перечисленным структурам, и имеет четыре уровня: республиканский, территориальный, местный и объектовый.
Территориальные подсистемы ГСЧС создаются исполнительными и распорядительными органами областей и г. Минска для организации мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в пределах их территорий, состоят из звеньев (район, город), соответствующих принятому в республике административно-территориальному делению.
В состав сил и средств ГСЧС входят:
силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС;
силы и средства наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов.
Силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС состоят из:
органов и подразделений МЧС (1-й эшелон — готовность 30 с);
территориальных и объектовых невоенизированных формирований ГО;
организаций и подразделений экстренной медицинской помощи Министерства здравоохранения (в постоянной готовности);
штатных аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных подразделений и формирований министерств, других республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь;
учреждений ветеринарной службы и станций защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь;
территориальных и объектовых аварийно-спасательных формирований;
специализированных подразделений, создаваемых на базе организаций строительного комплекса.
Аварийно-спасательные формирования должны иметь материально-технические ресурсы, обеспечивающие работу в автономном режиме в течение не менее трех суток. В мирное время ликвидация последствий ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов исполнительной власти (областей, г. Минска, районов), на территории которых сложились ЧС. Непосредственное руководство ликвидацией последствий осуществляется соответствующей комиссией по ЧС.
Основу аварийно-спасательных сил ГСЧС образуют:
пожарные аварийно-спасательные отряды (ПАСО) областных управлений МЧС — 6;
пожарные аварийно-спасательные части (ПАСЧ) МЧС — 313;
пожарные аварийно-спасательные посты (ПАСП) МЧС — 518;
аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные подразделения министерств (ведомств), территориальных подсистем.
Силы и средства наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов организационно входят в состав:
Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;
Республиканского гидрометеорологического центра (Гидрометцентра Республики Беларусь);
Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности;
Департамента по ядерной и радиационной безопасности;
Департамента по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения Республики Беларусь;
государственной и ведомственной ветеринарной службы;
Главной государственной инспекции по семеноводству, карантину и защите растений;
научно-исследовательских организаций НАН Беларуси;
ведомственных научно-исследовательских организаций.
Задачами сил и средств наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов являются:
сбор и анализ информации о состоянии природной среды и потенциально опасных объектов;
представление необходимых данных в органы повседневного управления ГСЧС при угрозе и возникновении ЧС;
прогнозирование и наблюдение за возникновением и развитием стихийных природных явлений, гидрометеорологической и экологической обстановкой;
контроль за промышленной, экологической, радиационной и пожарной безопасностью, в том числе при строительстве, модернизации и реконструкции объектов;
проведение экологической экспертизы текущих и перспективных планов развития и размещения производительных сил, отраслей промышленности и их объектов;
контроль за использованием природных ресурсов и эксплуатацией природных объектов;
прогнозирование и оценка экологических и социальных последствий стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф;
прогнозирование появления и развития эпизоотий и эпифитотий.