Опасность

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Опасность Квантификация Риск Количественная оценка
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Опасность — центральное понятие БЖД, под которым понимаются любые явления, угрожающие жизни и здоровью человека.

Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, несоответствующие условиям жизнедеятельности человека.

Опасность — понятие относительное, она носит потенциальный характер. Актуализация опасностей происходит при определенных условиях, именуемых причинами. Признаками, определяющими опасность, являются:

  • угроза жизни;

  • возможность нанесения ущерба здоровью;

  • нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.

По происхождению различают 6 групп опасностей: природные, техногенные, антропогенные, экологические, социальные, биологические.

  • По характеру воздействия на человека опасности можно разделить на 5 групп: механические, физические, химические, биологические, психофизиологические.

  • По времени проявления отрицательных последствий опасности делятся на импульсивные и кумулятивные.

  • По локализации опасности бывают: связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом.

Вызываемые последствия: утомление, заболевания, травмы, аварии, пожары, летальные исходы и т.д.

Приносимый ущерб: социальный, технический, экологический, экономический.

Сферы проявления опасностей: бытовая, спортивная, дорожно-транспортная, производственная, военная и др.

  • По структуре (строению) опасности делятся на простые и производные.

По реализуемой энергии опасности делятся на активные и пассивные. К пассивным относятся опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек. Это — острые (колющие и режущие) неподвижные элементы; неровности поверхности, по которой перемещается человек; уклоны, подъемы; незначительное трение между соприкасающимися поверхностями и др. К активным относятся опасности воздействующие на человека в биосфере и техносфере (смотри характер воздействия).

Различают априорные признаки (предвестники) опасности и апостериорные признаки (следы) опасностей.

Под идентификацией понимается процесс обнаружения и установления количественных, временных, пространственных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности.

В процесс идентификации выявляются: номенклатура опасностей, вероятность их проявления, пространственная локализация (координаты), возможный ущерб и другие параметры, необходимые для решения конкретной задачи.

Главное в идентификации заключается в установлении возможных причин проявления опасности.

Условия, при которых реализуются потенциальные опасности, называются причинами.

В основе профилактики несчастных случаев по существу лежит поиск причин.

Человеческая практика дает основание для утверждения о том, что любая деятельность потенциально опасна.

Квантификация — это введение количественных характеристик для оценки сложных, качественно определяемых понятий.

Риск — частота реализации опасностей.

Количественная оценка — это отношение числа тех или иных неблагоприятных последствий к их возможному числу за определенный период. Определяя риск, необходимо указать класс последствий.

Различают индивидуальный и социальный риск.

Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума.

Социальный риск (точнее — групповой) — это риск для группы людей. Социальный риск — это зависимость между частотой событий и числом пораженных при этом людей.

Можно выделить 4 методических подхода к определению риска:

  • Инженерный, опирающийся на статистику, расчет частот, вероятностный анализ безопасности, построение деревьев опасности.

  • Модельный, основанный на построении моделей воздействия вредных факторов на отдельного человека, социальные, профессиональные группы и т.п.

  • Экспертный, когда вероятность событий определяется на основе опроса опытных специалистов, т.е. экспертов.

  • Социологический, основанный на опросе населения.


Верно ли утверждение?

Тупая зубрёжка работает. Даже когда надо выучить массу новых сведений. Поэтому если готовиться к экзамену в ночь перед экзаменом, можно легко получить наивысший балл.

Верно!

Такой подход – прямой билет на станцию «пересдача». Освой метод флэш-карточек, и тогда к экзаменам не придётся открывать конспект с ощущением, что всё забыто.