1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ >
  4. ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Психология безопасности деятельности

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

основные группы компонентов Структуру психологии безопасности труда составляют следующие направления Эффективность работоспособности человека психологические причины
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Часто причиной травматизма выступают не опасные условия труда, а опасные действия специалиста. Тут выступают психологические причины:

  • низкий уровень профессиональной подготовки;

  • недостаточное воспитание производственной дисциплины;

  • допуск к опасным видам работ лиц с повышенным риском травматизма;

  • пребывание людей в состоянии утомления или других психологических состояниях, снижающих надежность (безопасность) деятельности специалиста.

Международный опыт и наши исследования свидетельствуют, что 50–80 % травм в быту и на производстве происходит по вине самих пострадавших.

Структуру психологии безопасности труда составляют следующие направления: психология обучения профессии и безопасности труда, психология воспитания в процессе обучения профессиональной осторожности. Знание психологии позволяет разработать оптимальные режимы труда специалистов в течение дня, недели, по характеру деятельности и т.п.

В структуре психической деятельности человека различают три основные группы компонентов: психические процессы, свойства и состояния:

  • Психические процессы составляют основу психической деятельности. Без них невозможно формирование знаний и приобретение жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психологические процессы (ощущения, восприятия, память и др.).

  • Психологические свойства (качества личности) — это ее существенные особенности (направленность, характер, темперамент). Среди качеств личности выделяют интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые. Свойства устойчивы и постоянны.

  • Психические состояния отличаются разнообразием и временным характером, определяют особенности психической деятельности в конкретный момент (период) и могут положительно или отрицательно сказываться в течение всех психических процессов.

Эффективность работоспособности человека базируется на уровне психического напряжения (стресса). Психическое напряжение оказывает положительное влияние на результаты труда до определенного предела. Превышение критического уровня активации ведет к снижению результатов труда вплоть до полной утраты работоспособности. Нормальная загрузка оператора не должна превышать 40–60% максимальной нагрузки, после 60% — состояние утомления.

Можно выделить два типа запредельного психического напряжения — тормозной и возбудимый. Тормозной характеризуется скованностью и замедленностью движения, рассеянностью, а возбудимый — гиперактивностью, многословностью, дрожанием рук, суетливостью, раздражительностью в отношениях с окружающими.

Запредельные формы психического напряжения лежат нередко в основе ошибочных действий и неправильного поведения операторов в сложной обстановке. Длительные психические напряжения и особенно их запредельные формы ведут к выраженным состояниям утомления. Среди особых психических состояний, имеющих значение для психической надежности оператора, необходимо выделить пароксизмальные расстройства сознания (судороги, падение из-за эпилепсии, обморока), психогенные изменения настроения (состояние аффекта — взрыв эмоций или безразличие, замедление темпа мышления), состояния, связанные с приемом психически активных средств (стимуляторов, транквилизаторов, алкогольных напитков — похмелье).

Лекарственные и алкогольные изменения психического состояния связаны с употреблением психически активных средств. Прием легких стимуляторов (чай, кофе) помогает в борьбе с сонливостью и может способствовать повышению работоспособности на короткий период.

Большое значение в уменьшении травматизма с точки зрения психологии имеет ликвидация монотонного труда; устранение перебоев производственного процесса и штурмовщины; организация отдыха и хорошего питания; организация кабинетов психологической разгрузки; введение элементов эстетизации труда и т.д.


Верно ли утверждение?

Тупая зубрёжка работает. Даже когда надо выучить массу новых сведений. Поэтому если готовиться к экзамену в ночь перед экзаменом, можно легко получить наивысший балл.

Верно!

Такой подход – прямой билет на станцию «пересдача». Освой метод флэш-карточек, и тогда к экзаменам не придётся открывать конспект с ощущением, что всё забыто.