1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ >
  4. СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА. АКСИОМА ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ОПАСНОСТИ. ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Среда обитания человека. Аксиома потенциальной опасности. Причины и последствия

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Среда обитания Основным элементом производственной среды Элементы непроизводст­венной среды Аксиома о потенциальной опасности деятельности «человек — среда обитания»
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Среда обитания — окружающая  человека  среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое и косвенное, немедленное или отдаленное во времени воздействие на  деятельность  человека, его здоровье и потомство.

Среда обитания человека подразделяется на производственную и непроизводственную (бытовую).

Основным элементом производственной среды является труд, который в свою очередь состоит из взаимосвязанных элементов: субъектов труда, машины — средств и предметов труда; процессов труда (состоящих из действий, как субъектов, так и машин), продуктов труда в виде образующихся вредных и опасных примесей в воздушной среде и т.п., и производственных отношений: отношений, связанных с профессиональной культурой труда.

Элементы непроизводст­венной среды — природная среда в виде географо-ландшафтных, геофизических, климатических элементов, стихийных бедствий, в том числе пожаров от молний и др. природных источников, природных процессов в виде газовыделений из горных пород и т.п.

Техносфера, которая создана человеком для защиты от внешних опасностей по мере эволюции производства, сама становится источником опасности.

Переход от примитивного оборудования к автоматизированным системам управления производственными процессами предусматривает создание теории безопасности, которое базируется на дисциплинах: экология, охрана труда, математика, физика, специальные дисциплины. В решении вопросов теории чрезвычайных ситуаций в свое время находилась космонавтика.

Аксиома о потенциальной опасности деятельности: Любая деятельность потенциально опасна!  Жизнедеятельность человека потенциально опасна.

Эта аксиома предопределяет, что все действия человека и все компоненты среды обитания, прежде всего технические средства и технологии, кроме позитивных свойств и результатов, обладают способностью генерировать травмирующие и вредные факторы.

Справедливость  аксиомы  можно проследить на всех этапах развития системы «человек — среда обитания». Так, на ранних стадиях своего развития, даже при отсутствии технических средств,  человек  непрерывно испытывал воздействие негативных факторов естественного происхождения: понижение и повышение температур воздуха, атмосферные осадки, контакты с дикими животными, стихийные явления и т.п. В условиях современного мира к естественным прибавились многочисленные факторы техногенного происхождения: вибрации, шум, повышенная концентрация токсичных веществ в воздухе, водоемах, почве; электромагнитное поле, ионизирующие излучения и др.

При любом виде деятельности человека неизбежно возникают отходы и побочные эффекты. Отходы сопровождают работу промышленного и сельскохозяйственного производств, средств транспорта, использование различных видов топлива при получении энергии, жизнь животных и  людей  и т.п.

Значительным опасностям подвергается  человек при попадании в зону действия технических систем: транспортные магистрали; зоны излучения радио- и телепередающих систем, промышленные зоны и т.п.

Причины и последствия:

  • Условия, при которых реализуются потенциальные опасности, называются причинами. Причины характеризуют совокупность обстоятельств, благодаря которым опасности проявляются и вызывают те или иные нежелательные последствия, ущерб. Формы ущерба, или нежелательные последствия, разнообразны: травмы различной тяжести, заболевания, определяемые современными методами, урон окружающей среде и др.

  • Одна и та же опасность может реализоваться в нежелательное событие через разные причины. В основе профилактики несчастных случаев по существу лежит поиск причин.


Верно ли утверждение?

Тупая зубрёжка работает. Даже когда надо выучить массу новых сведений. Поэтому если готовиться к экзамену в ночь перед экзаменом, можно легко получить наивысший балл.

Верно!

Такой подход – прямой билет на станцию «пересдача». Освой метод флэш-карточек, и тогда к экзаменам не придётся открывать конспект с ощущением, что всё забыто.