Аудит организации бухгалтерского учета
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Согласно Закону РБ «О бухгалтерском учете и отчетности» (с изменениями и дополнениями от 12.07.2013г.) учетная политика – совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, принятая организацией.
Организация самостоятельно формирует свою учетную политику и излагает ее в положении об учетной политике, которое подписывается главным бухгалтером, руководителем субъекта хозяйствования и утверждается руководителем
Учетная политика включает:
применяемые организацией виды учетной оценки;
план счетов бухгалтерского учета;
порядок проведения инвентаризации активов и обязательств.
Исходя из этого аудитор должен проверить:
наличие у субъекта утвержденной приказом руководителя учетной политики;
содержание учетной политики и ее соответствие действующему законодательству, касающееся:
плана счетов бухгалтерского учета субъекта;
документооборота (регламентации движения первичных документов и регистров в бухгалтерском учете субъекта).
Аудитор должен проверить обоснованность изменений в учетной политике проверяемого субъекта, которые должны вводиться с начала отчетного года и оформляться соответствующим решением руководителя субъекта.
Учетная политика субъекта хозяйствования должна охватывать все аспекты учетного процесса: методические и организационно-технические. При этом аудитору необходимо проверить не только наличие и отражение в учетной политике субъекта данных аспектов, но и их соблюдение в процессе хозяйственной деятельности.
Под методическим аспектом следует понимать избранные предприятием конкретные способы и методы ведения бухгалтерского учета.
К способам ведения учета относятся:
методы группировки и оценки фактов деятельности предприятия и погашения стоимости имущества;
приемы организации (ведения, заполнения и хранения) документооборота и системы учетных регистров;
иные соответствующие способы, методы, приемы.
Под организационно-техническими аспектами (организационными формами) понимается система построения бухгалтерской службы, организация внутрихозяйственного учета, отчетности и контроля, а также технология обработки учетной информации (например, приемы организации документооборота, инвентаризации, системы учетных регистров и другие).
Вначале проверяется наличие приказов о назначениях руководителя субъекта хозяйствования и главного бухгалтера с учетом законодательных требований к его профессиональному уровню, наличие должностных инструкций работников бухгалтерии, графика работы и представления в бухгалтерию первичных документов.
Аудитором должна быть проверена правильность оформления первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с законодательством.
В ходе проверки следует обратить внимание на организацию субъектом хозяйствования и порядок хранения бухгалтерских и других документов в соответствии с законодательством.
В первичных документах стирание записей и неоговоренные исправления не допускаются. Неправильные записи в первичных документах исправляются путем их зачеркивания и надписи правильных. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается.
Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты внесения исправления.