Организационные формы контроля. Место аудита в системе финансово-хозяйственного контроля
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
В зависимости от властных полномочий субъектов контроля различают:
Государственный контроль осуществляют только государственные органы и иные организации, уполномоченные на осуществление контроля (надзора) и включенные в перечень контролирующих (надзорных) органов.
Общественный контроль в форме проведения проверок вправе осуществлять профессиональные союзы, их организационные структуры, объединения таких союзов и их организационные структуры.
Аудиторский контроль осуществляется специалистами, имеющими лицензию на осуществление аудиторской деятельности, и представляет интересы всех пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В зависимости от охватываемой контролем сферы выделяют следующие виды контроля:
Административный, который осуществляют комиссии административных органов Республики Беларусь. Он обеспечивает точное и неуклонное соблюдение законов всеми субъектами хозяйствования и должностными лицами.
Производственно-технический контроль осуществляется в производственной сфере и является способом оперативного регулирования процесса производства. Его осуществляют специализированные службы организаций, например, отделы технического контроля, диспетчерские службы, службы контроля качества и др.
Финансово-хозяйственный контроль представляет собой систему надзора за финансовыми операциями и хозяйственными процессами, совершаемыми субъектами хозяйствования с целью объективной оценки экономической эффективности их деятельности, установления ее законности, достоверности и целесообразности.
В зависимости от субъектов контроля финансово-хозяйственный контроль, в свою очередь, подразделяется на:
Внутрихозяйственный контроль деятельности коммерческой организации осуществляется специалистами данной организации. Его задачей является контроль за предпринимательской деятельностью в производственных единицах (филиалах, дочерних предприятиях и др.). Он защищает интересы организации и направлен на повышение эффективности ее функционирования.
Ведомственный контроль организуется контрольно-ревизионными службами министерств, ведомств и других вышестоящих органов. Он представляет интересы ведомства.
Вневедомственный контроль предполагает осуществление контрольных функций специалистами контролирующих (надзорных) органов, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности проверяемых субъектов. Он осуществляется органами общей и специальной компетенции в соответствии с их функциями и в пределах их компетенции.
Форма контроля – способ конкретного выражения и организации контрольных действий. Различают такие формы финансово-хозяйственного контроля, как проверка и аудит.
Проверка – совокупность мероприятий, проводимых контролирующими органами в отношении проверяемых субъектов для оценки соответствия требованиям законодательства осуществляемой ими деятельности, а также действий (бездействия) их должностных лиц и иных работников.
Аудит − это независимая проверка бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и других документов аудируемых лиц с целью выражения мнения о достоверности отчетности и соответствия совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.