Общие черты и различия между аудитом и государственной проверкой
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Основными формами последующего контроля является аудит и ревизия, которые имеют как общие черты, так и различия.
Ревизию и аудит объединяют:
объекты контроля. Обе формы контроля направлены на одни и те же объекты (наличие имущества организации; финансовые, производственные, хозяйственные операции и управленческие аспекты деятельности организации);
требования к специальной квалификации проверяющих. И ревизоры, и аудиторы должны обладать знаниями в области бухгалтерского, налогового, статистического учетов и других экономических дисциплин, а также владеть методами осуществления контроля;
используемые приемы документального и фактического контроля, которые применяются как при проведении ревизии, так и аудита.
Основные отличия ревизии и аудита проявляются:
в цели проверки. Целью ревизии является выявление недостатков с целью их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности, ревизия проводится по приказу государственных контролирующих органов. Цель аудита – выразить мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и оказать сопутствующие аудиту услуги, аудит проводится на основании договора на оказание аудиторских услуг;
в задачах проверки. Основными задачами ревизии является сохранение имущества организации, пресечение и профилактика нарушений нормативно-правовых актов, злоупотреблений, хищений, халатности; аудита – выработка рекомендаций по оптимизации системы учета, улучшению финансового состояния организации, консультирование, привлечение инвесторов и т.п.;
в характере контрольной деятельности. Ревизия – это исполнительная деятельность специалистов соответствующих контролирующих органов по выполнению приказов и предписаний о проведении проверок, по проведению таких проверок. Аудит – это вид предпринимательской деятельности, осуществляемой на условиях платности с целью извлечения прибыли от проведения аудита и оказания сопутствующих услуг;
в обязательности проведения и характере взаимоотношений проверяющих и проверяемых субъектов. В основе проведения ревизии лежит принудительность, проверки проводятся в плановом порядке, проверяемый не может выбрать контролирующий орган и ревизоров; в основе аудита – добровольность, за исключением случаев обязательного аудита. Но даже в случае обязательного аудита аудируемая организация может самостоятельно выбрать аудитора – индивидуального предпринимателя или аудиторскую организацию;
в характере управленческих связей. Ревизия характеризуется наличием вертикальных управленческих связей, когда вышестоящие органы назначают проверки, проводимые нижестоящими органами, им предоставляются отчеты, проверяющие органы не выступают с проверяемыми организациями как равноправные партнеры. Аудит характеризуется наличием горизонтальных связей, которые предполагают равноправие аудитора с заказчиком, которому передаются результаты аудита;
в принципах оплаты. Аудит оплачивает заказчик (проверяемая организация), ревизию – государственный контролирующий орган;
в оформлении результатов проверки. В результате ревизии оформляется акт проверки, справка проверки, выносится требование (предписание) об устранении нарушений, обязательные для исполнения, проверенные субъекты отчитываются контролирующим органам об устранении нарушений. В результате аудита составляется аудиторское заключение – официальный документ, составленный по результатам аудита и предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности.