Этикет вербального общения

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Вербальное общение Речевой этикет
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Вербальное общение – общение словами, речью, процесс обмена информацией и эмоционального взаимодействия между людьми или группами.

Речевой этикет — правила речевого поведения, обязательные для членов данного общества в определенных ситуациях.

  • Все базовые правила речевого этикета: вежливость, умение выслушать собеседника, не перебивая его, умение поддержать беседу, не затрагивая излишне спорных или деликатных тем, умение не навязываться, умение корректно отстоять свою точку зрения и т.д.

  • В каждой стране есть общепринятые речевые выражения приветствия, прощания, благодарности, извинений и т.д Ими следует уметь пользоваться, они должны соответствовать ситуации. При общении с зарубежным партнером на его языке без сопровождения квалифицированного переводчика использовать определенные выражения следует осторожно. Возможно, канцеляризмы, но официальная речь тоже подчинена строгим правилам. («Нам хочацца прапанаваць Вам», «Мае прывітанне шаноўному спадарству», «Я хачу выказаць слава падзякі», «Мы шчыра шкадуем з нагоды», «На жаль, мы павінны адмовіць», «Нам цяжка паверыць сумнай вестцы», «Спадзяемся, што Вы адкажаце згодай на запрашэнне»)

  • Важно правильно употреблять обращения.

  • Для подчеркивания особого уважения к партнеру, особенно при обращении к высоким официальным лицам, в ряде ситуаций (просьба, приглашение, предложение) речевые формулы могут быть представлены в виде вопросов или разрешительных фраз («Не согласитесь ли Вы)

  • Следует деликатно формулировать отказы, избегать оборотов, на которые человек может отрицательно отреагировать, примеряя на себя.

  • Выражение соболезнования является особой этикетной ситуацией, в которой высокая эмоциональность, стилистическая приподнятость, риторичность используемых выражений не считаются плохим тоном, но весьма уместны. Соболезновния не выражаются через телефон.

  • Универсальные этикетные формулы могут использоваться и в переписке, но, как правило, в письмах они более развернутые. В разговоре лучше избегать нагромождения, если это не заранее подготовленная речь, зачитываемая с листа.

  • В устной речи важно соблюдение правил коммуникативного лидерства. В беседе с важной персоной собеседник обычно лишь отвечает на вопросы, санкционированно подхватывает речевую инициативу. Субординация.

  • Важен тон — неприемлимы излишняя напористость, безапелляционность. В строго официальной обстановке — спокойный, ровный, сдержанный; в менее официальных отношениях — спокойный, доброжелательный, приветственный.

  • Невербальные составляющие: мимика, жесты, позы — также важны.