... > Дипломатический протокол и этикет > Международный опыт организации...

Международный опыт организации протокольных служб

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Международный опыт организации протокольных служб
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Международный опыт организации протокольных служб

  • Традиция гостеприимства в античной Греции – «проксения», реализация которой по отношению к иностранцам поручалась конкретным лицам. Проксены встречали гостей на границе, заботились о их размещении, содействовали выполнению ими функций.

  • В античном Риме за урегулирование споров между племенами и союзами отвечала коллегия жрецов-«фециалов». Жрецами был разработан достаточно сложный церемониал заключения мира, объявления войны, ведения переговоров. В Риме более позднего, классического периода уже существовала специальная должность магистра церемониала, обеспечивающего установленный порядок приема иностранных послов.

  • В царской России должность церемониймейстера в табели о рангах соответствовала высокому 5-му классу (статский советник).

  • Церемониалом встречи монарха с иностранными послами в Речи Посполитой руководил маршалок земский.

  • В 20 веке в силу общей демократизации международных отношений возникла необходимость организационного укрепления.

  • Профессионализацию современной протокольной деятельности обуславливает все более публичный характер внешней политики.

  • Сложившаяся в настоящее время в мире практика построения служб государственного протокола характеризуется большей или меньшей их централизацией, наличием или отсутствием главного координирующего органа.

  • Во Франции, например, это протокольный департамент МИДа Французской Республики. Департамент одновременно обслуживает президента. (Ещё Италия)

  • Однако в мире, в том числе и в большинстве монархий, гораздо большее распространение получила иная модель организации протокольных служб. Она основана на рассредоточении функций протокольного обеспечения среди различных структур, создаваемых на всех уровнях и в субъектах федераций. Такой подход соответствует принципу разделения функций и компетенции ветвей власти, позволяет в повседневной работе лучше учитывать специфику стоящих перед ними задач. (ФРГ, Великобритании, Японии, Швеции и др.)

  • Оба подхода (различия между ними бывают достаточно условными) к организационному построению служб государственного протокола имеют свои неоспоримые достоинства, подтвержденные многолетней международной практикой. Выбор в пользу одного из них бывает продиктован различными факторами: формой государственного правления, национальными традициями, особенностями протокольной иерархии и т. д.

  • Перед молодыми государствами, образовавшимися на постсоветском пространстве после распада СССР, также встала проблема создания национальных служб протокола. В наследство от СССР им в качестве возможного образца осталась модель протокольной службы с ярко выраженной централизацией протокольных функций в рамках соответствующего подразделения Министерства иностранных дел.

  • Постсоветские республики, избрали иную концепцию построения национальных протокольных служб. В ее основе – рассредоточение функций государственного протокола между соответствующими структурами различных ветвей власти. Создание определенной нормативной базы для распределения обязанностей, избегания возможных накладок в работе родственных структур.