Мировая сфера услуг: уровень, тенденции, структурные и территориальные особенности развития

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Сфера услуг Классификация Страны по доле сферы услуг в структуре ВВП, % Различия в структуре сферы услуг развитых и развивающихся стран География видов услуг и международной торговли услугами
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Сфера услуг — часть экономики, которая включает в себя все виды коммерческих и некоммерческих услуг; сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами.

В структуре мирового валового продукта доля сферы услуг в 2017 составляла 63%, в развитых странах — 75%, в развивающихся — 50%.

Классификация

На основе принципа потребления

  • традиционные услуги (торговля, транспорт, питание, связь, финансы, образование, здравоохранение и пр.);

  • нетрадиционные, связанные с возникновением новых потребностей человека (туризм, финансовые, банковские, консалтинговые, аудиторские, логистические, инжиниринговые, клининговые, информационно-коммуникационные (ИКТ) и др.).

Страны по доле сферы услуг в структуре ВВП, %

  • Менее 50% (государства Африки — Ангола, ЦАР, Республика Конго).

  • 50–65% (развивающиеся страны Азии, Африки, Латинской Америки + государства с переходной экономикой).

  • 65–70% (высокоразвитые страна).

  • более 70% (высокоразвитые постиндустриальные страны).

Различия в структуре сферы услуг развитых и развивающихся стран

Развивающиеся страны — преобладание традиционных услуг — торговли, транспорта, строительства и др.

Исключения

  • В Индии наряду с развитием финансовых, банковских, бухгалтерско-аудиторских, страховых, медицинских услуг и других в последние годы быстро развиваются услуги рынка недвижимости, а также информационно-коммуникационные услуги (ИКТ).

  • Стремительно набирает обороты сфера услуг в Китае. Активно развиваются банковские услуги, общественное питание, туризм, финансы, страхование, транспорт, реклама, риэлторская сфера, информационно-коммуникационные технологии и т.д.

В развитых странах получил развитие весь спектр услуг. Однако наиболее интенсивно развиваются инновационные виды услуг, или сервисные инновации: ИТК; услуги мобильной связи, мобильные приложения; интернет-сервисы, в том числе интернет-торговля; услуги инновационной медицины (пластическая, косметическая хирургия); сетевая торговля; услуги событийного туризма и многие другие.

География видов услуг и международной торговли услугами

  • Швейцария специализируется на банковских услугах, торговле, консалтинге, логистике;

  • Великобритания — на страховых и банковских услугах, услугах проведения аукционов, различных видах консалтинга;

  • Сингапур — в авиатранспорте;

  • Соединённые Штаты — в рекламной деятельности и гостиничном бизнесе.

По объёму экспорта США, Великобритания, Китай.

По объёму импортаСША, Китай, Германия.

Рост международной торговли в настоящее время происходит в основном за счёт стран Азии (Китай, Индия, Республика Корея, Гонконг (Китай) и Таиланд), на долю которых приходится 22,4 % мирового экспорта услуг.