Мировая сфера услуг: уровень, тенденции, структурные и территориальные особенности развития
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Сфера услуг — часть экономики, которая включает в себя все виды коммерческих и некоммерческих услуг; сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами.
В структуре мирового валового продукта доля сферы услуг в 2017 составляла 63%, в развитых странах — 75%, в развивающихся — 50%.
Классификация
На основе принципа потребления
традиционные услуги (торговля, транспорт, питание, связь, финансы, образование, здравоохранение и пр.);
нетрадиционные, связанные с возникновением новых потребностей человека (туризм, финансовые, банковские, консалтинговые, аудиторские, логистические, инжиниринговые, клининговые, информационно-коммуникационные (ИКТ) и др.).
Страны по доле сферы услуг в структуре ВВП, %
Менее 50% (государства Африки — Ангола, ЦАР, Республика Конго).
50–65% (развивающиеся страны Азии, Африки, Латинской Америки + государства с переходной экономикой).
65–70% (высокоразвитые страна).
более 70% (высокоразвитые постиндустриальные страны).
Различия в структуре сферы услуг развитых и развивающихся стран
Развивающиеся страны — преобладание традиционных услуг — торговли, транспорта, строительства и др.
Исключения
В Индии наряду с развитием финансовых, банковских, бухгалтерско-аудиторских, страховых, медицинских услуг и других в последние годы быстро развиваются услуги рынка недвижимости, а также информационно-коммуникационные услуги (ИКТ).
Стремительно набирает обороты сфера услуг в Китае. Активно развиваются банковские услуги, общественное питание, туризм, финансы, страхование, транспорт, реклама, риэлторская сфера, информационно-коммуникационные технологии и т.д.
В развитых странах получил развитие весь спектр услуг. Однако наиболее интенсивно развиваются инновационные виды услуг, или сервисные инновации: ИТК; услуги мобильной связи, мобильные приложения; интернет-сервисы, в том числе интернет-торговля; услуги инновационной медицины (пластическая, косметическая хирургия); сетевая торговля; услуги событийного туризма и многие другие.
География видов услуг и международной торговли услугами
Швейцария специализируется на банковских услугах, торговле, консалтинге, логистике;
Великобритания — на страховых и банковских услугах, услугах проведения аукционов, различных видах консалтинга;
Сингапур — в авиатранспорте;
Соединённые Штаты — в рекламной деятельности и гостиничном бизнесе.
По объёму экспорта — США, Великобритания, Китай.
По объёму импорта — США, Китай, Германия.
Рост международной торговли в настоящее время происходит в основном за счёт стран Азии (Китай, Индия, Республика Корея, Гонконг (Китай) и Таиланд), на долю которых приходится 22,4 % мирового экспорта услуг.