Уровень, тенденции, структурные и территориальные особенности развития автомобильного и железнодорожного транспорта в мире

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Мировая транспортная система Транспортная система включает Экспорт международных транспортных услуг Особенности современной транспортной системы
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Мировая транспортная система – совокупность путей сообщения, транспортных предприятий и транспортных средств во всем мире.

Современная мировая транспортная система — отрасль сферы услуг, осуществляющая перевозку грузов и пассажиров, сформировалась в ХХ в.

Транспортная система включает

  • инфраструктуру (автомобильные и железные дороги, каналы, трубопроводы);

  • терминалы (железнодорожные и автобусные станции, аэропорты, морские и речные порты);

  • средства передвижения.

Наиболее высокий уровень развития имеют региональные транспортные системы Северной Америки (около 30% общей протяженности мировых путей сообщения, первое место по грузообороту) и Западной Европы (первое место по густоте транспортной сети). В этих регионах происходит сокращение сети железных дорог и рост перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом.

В развитых странах лидирует автомобильный транспорт (40% перевозок), на железнодорожный приходится 25%.

В странах с переходной экономикой в грузообороте преобладает железнодорожный (60%), на автомобильный приходится 9%.

Экспорт международных транспортных услуг

  • Европа (около 50%);

  • Азия (25%);

  • Америка (13%);

  • другие регионы (11%).

Особенности современной транспортной системы

  • В грузовых перевозках лидирует морской транспорт, на его долю приходится 2/3 перевезенных грузов.

  • Доля железнодорожного транспорта продолжает сокращаться.

  • Во внутриконтинентальных перевозках преобладает автомобильный транспорт.

  • Для всех видов транспорта характерно снижение транспортных издержек на единицу товара.

  • Доля затрат на транспорт в стоимости товаров различается между регионами и странами мира и зависит, в первую очередь, от их географического положения.

  • Географическое положение крупнейших грузовых портов мира отражает распределение экономической мощи стран и их участие в международном разделении труда.

  • Важнейшая тенденция в развитии мирового грузового транспорта — формирование контейнерной системы, которая обеспечивает перевозку около 40% генеральных грузов.

  • Новыми тенденциями в развитии мировых грузоперевозок — это широкое распространение грузовых авиаперевозок.

Развитие транспорта способствовало росту объемов мировой торговли и повлияло на ее географическую и товарную структуру.

Крупнейшими контейнерными морскими портами мира являются Сингапур, Сянган и Шанхай. За последние годы в число крупнейших контейнерных портов мира вошли порты динамично развивающихся стран Азии, в первую очередь, Китая. Европейские порты, хотя и увеличили грузооборот, в рейтинге сместились на 7-8 место.

Важнейший показатель развития пассажирского транспорта — пассажирооборот (пассажиро-километры). Региональные различия по этому показателю весьма существенны: максимальный показатель в Северной Америке — 12,7 тыс. и Западной Европе — 8,2 тыс.

Основная часть пассажирооборота приходится на автомобильный транспорт (80%), на железнодорожный и авиационный — 10%.