Структурные и территориальные особенности развития машиностроения в мире
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Машиностроение — вид производственной деятельности предприятий обрабатывающей промышленности и сферы услуг, специализирующихся на проектировании, производстве, обслуживании и утилизации всевозможных машин, технологического оборудования и их деталей.
Структура машиностроения
Современное машиностроение состоит из 70 подотраслей и более чем 300 производств.
Факторы размещения отраслей машиностроения:
формы общественной организации производства;
обеспеченность трудовыми ресурсами;
уровень квалификации персонала, трудоемкость;
фактор наукоемкости продукции;
сырьевой фактор, металлоемкость;
наличие транспортной инфраструктуры;
потребительский;
широкие кооперированные связи;
формирование узкоспециализированных центров и районов.
Структурные особенности и изменения в развитии машиностроения в эпоху НТР
увеличение значения автомобилестроения в транспортном машиностроении;
выделение в самостоятельную отрасль ракетно-космического машиностроения в составе авиастроения;
выделение в самостоятельную отрасль электроники в составе электротехнического машиностроения;
лидер в использовании высоких технологий;
внедрение инноваций био- и нанотехнологий в машиностроении определяют возможность производства современных материалов;
развитие микро- и фотоэлектроники;
В развитых странах машиностроение отличают;
широкая номенклатура;
высокое качество и конкурентностноспособность продукции;
ее высокая экспортная ориентированность;
большой удельный вес в мировом экспорте.
География основных отраслей машиностроения
Основными подотраслями машиностроения являются: станкостроение, судостроение, автомобилестроение, авиаракетно-космическая, электротехника и электроника.
Станкостроение
Станкостроение – это отрасль машиностроения, на предприятиях которой производят металлообрабатывающие и деревообрабатывающие станки, автоматические и полуавтоматические линии, кузнечно-прессовое и литейное оборудование.
Отличается высокой степенью концентрации производства в небольшой группе высокоразвитых стран, для которых характерна специализация на выпуске сложных дорогостоящих видов продукции станкостроения.
На производстве простого станочного оборудования специализуются развивающиесяся страны: КНР, Индия и постсоциалистические страны Центрально-Восточной Европы.
Крупнейшие потребители станков: Китай, США, Германия, Япония, Италия, Южная Корея, Мексика, Индия, Тайвань, Россия, Канада.
Структурные особенности и изменения в развитии станкостроения в эпоху НТР:
высокая степень концентрации производства, перемещение центра мирового станкостроения с Запада на Восток.
изменения в технологической структуре производства металлообрабатывающего оборудования и кузнечно-прессового оборудования в направлении автоматизированного оборудования, использующей ЧПУ и лазерную технику.
изменение лидерства в крупнейших ТНК: японские фирмы уступают место немецким и американским.
на мировом рынке станков и оборудования лидерами являются как
высокоразвитые страны, так и развивающиеся.
Робототехника
Робототехника как подотрасль станкостроения, занимающаяся выпуском промышленных роботов (ПР).
Лидеры:
Япония (около 50%);
США;
ФРГ;
Италия;
Франция;
Великобритания.
Крупнейшими производителями ПР (с пятью и более степенями свободы), являются 5 ТНК, на которые приходится 70% мировых продаж ПР: японские компании – «Ясакава» (Yasakawa Electric), «Фанус» (Fanuc) и «Кавасаки» (Kawasaki Heavy Industries), шведская – «ЭйБиБи» (ABB), германская Кука (Kuka).
Автомобилестроение
Автомобилестроение – это важнейшая отрасль машиностроительного комплекса мира, на предприятих которой производят разного вида автотранспортные средства (автомобили, автобусы, грузовые автомобили), на которых осуществляется перевозка пассажиров и грузов во всех государствах мира, на всех материках.
Особенности развития автомобильной отрасли:
деконцентрация производства;
усиление интеграционных связей межу отраслями промышленного производства;
является «ресурсоэкономной».
Лидеры: Китай, США, Япония, ФРГ.