Экономическое поведение фирмы на олигополистическом рынке

Оглавление

#Олигополия #некооперативное #кооперативное #Ценовая война #Картель #Тайный сговор #принципу «издержки плюс»
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

Олигополия — это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.

Характерные черты:

1. Немногочисленность фирм в отрасли.

2. Высокие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны прежде всего с экономией на масштабе производства (эффект масштаба), которая выступает как важнейшая причина широкого распространения и длительного сохранения олигополистических структур.

3. Всеобщая взаимозависимость. Олигополия возникает в том случае, если число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.

Возможны две основные формы поведения фирм в условиях олигополистических структур:

  • некооперативное;

  • кооперативное.

В случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объёма выпуска продукции. 

Допустим, что каждая из фирм А и Б производят половину продукции, общая величина которой — 400 тыс. единиц, и что средние издержки постоянны и равны 25 тыс. руб. Допустим также, что первоначальные цены равны и составляют 50 тыс. руб. Если фирмы считают, что снижение цен поможет им вытеснить конкурентов с рынка, то между ними начинается ценовая война.

Ценовая война — это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. 

Стремление олигополистов к кооперативному поведению способствует образованию картелей.

Картель — это объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объёмов продукции так, как если бы они слились в чистую монополию. Картель – классический пример кооперативной игры с n участниками, где n может быть равно 2, 3 и т. д.

Тайный сговор – это негласное соглашение о ценах, разделении рынка и других способах ограничении конкуренции, которые преследуются законом.

Олигополистическое ценообразование часто осуществляется по принципу «издержки плюс». Сначала рассчитывается средний уровень издержек. При их планировании обязательно предполагается неполная загрузка мощностей (на уровне 75-80 %), чтобы иметь возможность амортизировать перепады конъюнктуры. Наибольший удельный вес имеют, как правило, переменные издержки. К их средней величине прибавляется определённый процент, который включает средние постоянные издержки и нормальную прибыль.