Экономическое содержание и условия предпринимательства. Экономический риск: сущность, виды и методы предупреждения

Оглавление

#предприниматель #Риск #допустимый #критический #катастрофический #Производственный #Коммерческий #Финансовый #Кредитный #Диверсификация
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

Понятие «предприниматель» появилось в XVIII в. и первоначально ассоциировалось с понятием «собственник». По мнению А. Смита в лице предпринимателя соединяются «собственник» и «производитель». Однако такая совместимость имеет место только в мелкотоварном производстве.

С развитием производительных сил и появлением кредита происходит отделение капитала-собственности от капитала-функции, что требует расширения трактовки понятия предпринимательства. Ж.-Б. Сэй отмечал, что предприниматель — это экономический агент, который комбинирует факторы производства с целью получения максимальных хозяйственных результатов.

В работе Й. Шумпетера «Теория экономического развития» (1912) сформулированы важнейшие проблемы, связанные с требованиями, предъявляемыми к предпринимательской деятельности. По мнению Й. Шумпетера к видам деятельности, способствующим успеху предпринимательства, прежде всего, относится изготовление нового, неизвестного потребителям блага, предполагающее:

  • освоение нового рынка сбыта;

  • получение нового источника сбыта;

  • проведение реорганизации, обеспечивающей конкурентоспособность производства.

В этой связи предлагаются:

  • во-первых, пути реализации новых комбинаций, главными из которых называются конкуренция с имеющимися товарами, учет конъюнктуры;

  • во-вторых, изыскание денежных средств (собственные доходы, получение кредитов, использование потребительских займов, привлечение банкиров, которые должны выступать производителями). 

Требования к предпринимателю

Предприниматель — это хозяйствующий субъект, который осуществляет новые комбинации факторов. Предпринимателем может выступать не только «самостоятельный» хозяйствующий субъект, но все те, кто выполняет эти функции. 

Предприниматель должен обладать инициативой, авторитетом, даром предвидения. Ж.-Б. Сэй, считал, что функция предпринимателя состоит в том, чтобы соединять, комбинировать факторы производства.

Предприниматель, как правило, должен сочетать предпринимательские функции с деятельностью, связанной с повседневными обязанностями специалиста или технического руководителя. В этом отношении заслуживает внимания позиция А. Маршалла, который отождествлял предпринимательскую функцию с «менеджментом».

Специфическая деятельность предпринимателя выступает в виде разрешения трех пар противоположностей:

  1. установление организационно-экономического равновесия между старым и новым, между сложившимся экономическим процессом и изменением сложившегося процесса;

  2. при выборе пути развития следовать статичным или динамичным путем, вкладывать средства в развитие существующего производства или в расширение нового производства, поддерживать новые комбинации;

  3. противоположность, связанная с поведением предпринимателя, которое определяется, с одной стороны, тем, что хозяйствующий субъект выступает как «просто хозяин», «обычный хозяйственник», с другой — как «предприниматель», в результате чего у него возникают дополнительные обязанности; предпринимателю приходится преодолевать собственный стереотип поведения и выполнять дополнительные функции, связанные с предпринимательской деятельностью.

В процессе предпринимательства приходится преодолевать немалые трудности:

  • трудности, связанные с выполнением поставленной задачи, когда отсутствуют необходимые данные для принятия решений и правил поведения; поэтому приходится делать экономические прогнозы поведения, опираясь на опыт и «чутье»;

  • трудности, связанные с переключением на новое; при этом индивиду необходимо преодолевать установившиеся привычки, для чего требуются дополнительные специфические усилия, которыми должен обладать предприниматель;

  • трудности, связанные с противодействием, которое оказывает социальная среда в виде правового и политического характера.

К типичным характеризующим предпринимателя как хозяйствующего субъекта чертам относятся следующие:

  • внутренняя потребность в труде, которая выходит за рамки «состояния равновесия» при обеспечении определенных темпов развитая;

  • труд предпринимателя отличается более высоким уровнем целеустремленности, настойчивости, новизны при принятии решений;

  • стремление к использованию нововведений в процессе экономической состязательности;

  • материальная выгода часто имеет второстепенное значение;

  • определяющим моментом поведения предпринимателя является внутренняя удовлетворенность результатами своего труда.

Экономический риск: сущность, виды и методы предупреждения

Риск — это вероятность убытков или недополучения доходов по сравнению с вариантом, предусмотренным прогнозом, планом, проектом.

  • По источнику возникновения риск квалифицируется как хозяйственная деятельность, связанная с личностью человека и обусловленная природными факторами.

  • По причине возникновения риск выступает как следствие неопределенности будущего, непредсказуемости поведения партнеров, недостатка информации.

Три варианта риска:

  • допустимый;

  • критический;

  • катастрофический.

Допустимый уровень потерь. Предприниматель сам устанавливает для себя их уровень. При выборе проекта обычно учитывается ожидаемая отдача и уровень риска. 

Критический уровень потерь означает, что вероятность потерь распространяется на всю предпринимательскую выручку. Принимая проект предприниматель готов к тому, что в случае неудачи он возместит все понесенные затраты за свой счет. Вместе с тем при использовании критического варианта важно знать вероятность потерь, превышающих установленный уровень.

Катастрофический уровень потерь приводит к потере всего имущества предпринимателя и в результате к банкротству предприятия. Вероятность риска может быть уменьшена за счет использования самострахования, а также передачи риска другим организациям и отдельным физическим лицам путем хеджирования, выпуска опционов, финансовых фьючерсов.

В предпринимательской деятельности можно выделить такие виды риска как:

  • производственный;

  • коммерческий;

  • финансовый;

  • кредитный.

Производственный риск связан с производством и реализацией продукции и предоставлением услуг. Важнейшими факторами производственного риска являются возможное снижение объемов производства и реализации, рост материальных затрат, повышение налогов и разного рода отчислений. 

Коммерческий риск возникает в процессе реализации товаров и услуг, закупленных предпринимателем. Основными причинами коммерческого риска выступают повышение закупочных цен, непредвиденное снижение объемов закупок, потери товаров при транспортировке, снижение объемов реализации. Смягчения коммерческого риска можно достигнуть путем заключения долгосрочных соглашений между покупателями и поставщиками.

Финансовый риск зависит от отношения заемных средств ко всем финансовым средствам предприятия. Чем больше заемных средств, тем выше уровень риска. Крупные фирмы содержат специального менеджера по риску, который работает в тесном сотрудничестве с другими менеджерами.

Кредитный риск связан с возможностью того, что заемщик не сможет осуществлять запланированные платежи.

Обычно используется три способа снижения уровня риска:

  • диверсификация;

  • страхование;

  • получение полной информации.

Диверсификация — это метод минимизации риска путем распределения усилий и капиталовложений между разнообразными видами деятельности, результаты которых непосредственно не связаны (что позволяет избежать части риска). 

Страхование. Люди, не склонные к риску, для того чтобы избежать его, готовы отказаться от части дохода. Если стоимость страховки равна возможному убытку, то не склонные к риску люди захотят застраховаться так, чтобы обеспечить полную компенсацию любых финансовых потерь, которые они могут понести. В результате приобретение страховки гарантирует человеку получение одинакового дохода независимо от того, понесет он потери или нет. 

Получение полной информации. Имея доступ к необходимой информации, потребители могут сделать более точный прогноз и снизить риск. Учитывая, что информация является ценным товаром, люди готовы платить за нее.