Классификация благ

Оглавление

#экономические блага #Настоящие #Будущие #классификация услуг
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

Известно, что для того, чтобы удовлетворить ту или иную потребность человека, необходимо иметь определенный набор благ. Все многообразие благ можно объединить под общим названием — «экономические блага».

Экономическими благами являются только те вещи и услуги, которые способны удовлетворять какие-либо человеческие потребности и являются результатом хозяйственной деятельности. Эти блага по-другому называются ограниченными.

К ним относятся такие блага, на которые в данный момент спрос превышает предложение и потребление которых поэтому приходится «рационировать» путем установления соответствующей цены.

Созданные природой и предоставляемые человеку блага в неограниченном количестве называются естественными, или свободными, благами.

Свободные блага даже при нулевой цене имеются в количестве, превышающем потребность людей в них в данный момент, как, скажем, свежий (когда-то!) воздух или песок, которого в избытке на морском побережье, солнечное тепло, морская вода для купания и т. п.

Все многообразие благ можно классифицировать на различные группы, исходя из определенных признаков. Исходя из функционального назначения и роли в воспроизводстве, блага подразделяются на:

  • потребительские (конечные);

  • идущие на потребление;

  • производственные (инвестиционные);

  • используемые в производстве (машины, станки, оборудование и т. п.).

Их называют еще прямыми и косвенными.

По роли в потреблении блага делятся на:

  • предметы первой необходимости (пища, одежда, жилье);

  • предметы не первой необходимости (роскоши). Это такие, как изделия из драгоценных металлов, картины, яхты и т.п.

По продолжительности использования в воспроизводственном процессе блага бывают:

  • долговременные;

  • недолговременные (разового пользования).

К первым относятся те блага, которые потребляются постепенно в течение их длительного использования (здания, сооружения, оборудование, станки, машины и т. п.). Ко вторым относятся блага, удовлетворяющие потребность один раз и исчезающие как блага (продукты питания, сырье, материалы, топливо и т. п.).

С учетом фактора времени блага бывают:

  • настоящие;

  • будущие.

Настоящие — это блага, находящиеся в непосредственном распоряжении субъектов хозяйствования в каждый данный момент.

Будущие — это блага, которыми хозяйствующий субъект будет распоряжаться в будущем.

В зависимости от количества потребителей, пользующихся благами, они делятся на:

  • частные;

  • общественные.

К частным относятся те блага, которыми пользуются исключительно отдельные потребители, а к общественным — те, которые идут на пользу всем.

Являясь благом, услуги также имеют свою специфическую классификацию. В статистике отражается следующая классификация услуг:

  • бытовые услуги (по направлениям);

  • связи;

  • культуры;

  • содержание детей в детских учреждениях;

  • туристско-экскурсионные;

  • здравоохранения и образования;

  • правового характера;

  • финансово-кредитной системы;

  • учреждений физической культуры и спорта.