Конкуренция. Модели рыночных структур в условиях конкуренции

Оглавление

Конкуренция #Конкуренция
Модели рыночных структур #чистая конкуренция #чистая монополия #монополистическая конкуренция #олигополия #несовершенной конкуренции #Дифференциация продукта #неценовой фактор #Слияния фирм #Создание барьеров
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

Конкуренция

Мощной рыночной силой, которая экономически заставляет всех производителей изготавливать продукцию по равновесной цене, служит конкуренция.

Конкуренция — это соперничество между производителями и потребителями продукции, то есть между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Модели рыночных структур

В зависимости от уровня конкуренции существует четыре модели рынка, или модели рыночных структур:

  • чистая конкуренция;

  • чистая монополия;

  • монополистическая конкуренция;

  • олигополия.

Чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия характеризуют модели рынка в условиях несовершенной конкуренции.

Чистая конкуренция

Чистая конкуренция представляет собой модель рынка в условиях совершенной конкуренции.

В условиях чистой конкуренции очень большое количество независимых фирм производят однородную, или стандартизированную, продукцию. Каждая фирма выпускает небольшую часть от объема производства отрасли и не может оказывать влияние на цену продукции. Новые фирмы могут легко войти в отрасль.

Примером чистой конкуренции может служить производство сельскохозяйственной продукции.

Чистая монополия

Чистая монополия — господство в отрасли единственного производителя, когда нет предприятий, выпускающих близкие товары-заменители.

Причинами возникновения чистой монополии являются:

  • крупные размеры производства и экономия на издержках у предприятий-монополистов;

  • владение патентами на использование своей продукции;

  • нечестные методы конкуренции;

  • барьеры для вступления в отрасль мелких предприятий.

Чистая  монополия представляет собой рынок, при котором одна фирма является единственным продавцом продукта или услуги. Проникновение в отрасль новых фирм заблокировано. Данная фирма представляет собой всю отрасль.

Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция — выпуск большим количеством предприятий конкурирующих товаров-заменителей на основе дифференциации продукта. 

Дифференциация продукта — конкуренция производителей на основе выпуска разновидностей данного продукта, которые различаются по качеству, уровню услуг фирмы покупателю и рекламе товара. Дифференциация продукта представляет собой неценовой фактор конкуренции.

Монополистическую конкуренцию характеризуют отрасли, включающие сравнительно большое число продавцов дифференцированного продукта, и не вступающих между собой в тайные соглашения; ценовая конкуренция сочетается с неценовой; относительно простое вступление в отрасль других фирм способствует появлению конкуренции.

Олигополия

Олигополия — господство в отрасли нескольких крупных производителей, выпускающих однородную или дифференцированную продукцию.

Олигополия возникает следующими путями:

  1. Создание барьеров для вступления в отрасль других фирм в виде крупных масштабов производства, владения патентами и источниками сырья, огромных расходов на рекламу.

  2. Слияния фирм. Каждая фирма на олигополистическом рынке представляет собой огромное предприятие, которое включает, в свою очередь большое количество более мелких фирм. Это позволяет увеличить степень концентрации производства и увеличить рыночную власть — способность контролировать рынок и цену своей продукции.

  3. Общая взаимозависимость — учет решений конкурирующих фирм. При небольшом числе фирм в отрасли возникают отношения зависимости. Если одна из фирм снизит цену своей продукции, другие фирмы могут ответить большим снижением цен, возникнет ценовая война. Поэтому, если фирма хочет изменить ценовую политику, она должна принимать во внимание реакцию своих конкурентов.

Олигополия представляет собой малое число фирм, господствующее на рынке однородного или дифференцированного продукта; вступление в отрасль в результате барьеров заблокировано; каждая фирма должна учитывать решения конкурентов при  установлении цен и объемов производства.