Менеджмент: сущность, виды, функции. Роль менеджера в современной экономике

Оглавление

#Менеджмент #управленческих функций #принципы управления #административные операции #планирование #организация #мотивация #контроль #Производственный менеджмент #Финансовый менеджмент #Маркетинг-менеджмент
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

Под менеджментом понимается совокупность принципов, методов и форм управления предприятием в рыночных условиях, система принятия и реализации решений, направленных на достижение оптимального, наилучшего варианта использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Менеджмент предполагает создание наиболее благоприятной социально-психологической среды для развития творчества и инициативы.

Основоположником менеджмента считается американский инженер Ф. Тейлор, который разработал инструментарий, обеспечивший рационализацию и интенсификацию труда, что позволило существенно повысить эффективность производства.

Ф. Тейлор выделял 4 группы управленческих функций:

  • выбор цели;

  • выбор средств;

  • подготовка средств;

  • контроль над результатами.

Французский экономист А. Файоль настаивал на расширенной трактовке менеджмента. Он является создателем классической (административной) школы управления в целом (т. е. вышел за рамки управления производством). В этой связи им были сформулированы основные принципы управления:

  • полномочия и ответственность;

  • единоначалие;

  • подчиненность личных интересов общим;

  • вознаграждение персонала.

Все осуществляемые на предприятии операции А. Файоль разделял на 6 групп:

  • технические;

  • коммерческие;

  • финансовые;

  • охрана имущества;

  • счетные;

  • административные.

К собственно управлению он относил шестую группу (административные операции), в которой выделял следующие основные управленческие функции:

  • предвидение — прогноз будущего и разработка программы действий;

  • организация — построение двойного организма предприятия (материальная и социальная стороны);

  • распоряжение — руководство действиями персонала предприятия;

  • согласования — установление связей и объединение действий и усилий сотрудников;

  • контроль — наблюдение за тем, чтобы все происходило в соответствии с распоряжениями.

Выдвинутые А. Файолем принципы и управленческие функции детально исследованы им в книге «Общее и промышленное управление», которая была опубликована в 1916г. Важнейшие ее положения вошли в науку управления в качестве основополагающих.

В современных условиях управление основывается на четырех основных функциях менеджмента:

  1. планирование — определение деятельности фирмы на перспективу и установление средств достижения целей;

  2. организация — создание структуры фирмы и обеспечение взаимодействий и координации деятельности ее подразделений;

  3. мотивация — создание системы стимулов по осуществлению намеченных программ;

  4. контроль — наблюдение за выполнением установленных заданий.

Особо следует выделить первую управленческую функцию — планирование. В связи с переходом на рыночные методы хозяйствования в нашей экономической литературе резко ослабло внимание к проблемам планирования. В этой связи следует отметить, что в западной экономической науке этим проблемам уделяется большое внимание как на микроуровне, так и на макроуровне.

На микроуровне западные фирмы обычно разрабатывают комплексные планы в виде бизнес-планов.

Корпорации разрабатывают:

  • краткосрочные планы до 1 года;

  • долгосрочные планы на 5-10 лет;

  • планы капитальных вложений;

  • планы НИР;

  • планы технических разработок;

  • планы текущего производства;

  • планы сбыта и снабжения;

  • финансовые планы.

Для осуществления планов корпорации создают различные службы — плановую, финансовую, контрольную, НИР, проектно-конструкторскую, психологическую, сбытовую, снабженческую.

С позиций предпринимательской деятельности, а также направлений предпринимательской стратегии фирмы в структуре менеджмента выделяют следующие его виды.

Производственный менеджмент — это управленческая подсистема, обеспечивающая:

  • производство товаров в определенных количествах, должного качества в установленные сроки и при минимальных затратах;

  • определение стратегии в области исследований и развития, в области человеческих отношений (учет индивидуального потенциала работника, сплочение отдельных групп работников);

  • управление запасами, управление качеством, управление трудовыми ресурсами.

Финансовый менеджмент обеспечивает:

  • формирование оптимальной структуры финансовых средств;

  • максимизацию общих доходов и доходов на акции;

  • привлечение и эффективное использование финансовых ресурсов и обеспечение высоких дивидендов и роста курса акций;

  • анализ инвестиций и риска, управление краткосрочными и долгосрочными финансовыми ресурсами.

Рыночный менеджмент, или маркетинг — это управление коммерческой деятельностью, ориентированной на рынок фирмы.

Маркетинг-менеджмент отвечает за реализацию стратегии фирмы в области деловой активности.

Он включает:

  • маркетинговые исследования;

  • создание нового продукта;

  • управление товарным движением;

  • управление ценами.

В заключение следует отметить, что менеджмент как научное направление в экономике возник в начале этого века в виде совокупности принципов и методов управления. В 1950-е гг. менеджмент сформировался как организационная структура управления, в 1970-е гг. принял форму стратегического планирования, а на современном этапе передовые фирмы стран с развитой рыночной экономикой начали осуществлять переход от стратегического планирования к стратегическому управлению. Такой переход означает не отказ от планирования, а дополнение его прогнозированием, проводимым с учетом перспективного состояния внешней среды.