Менеджмент: сущность, виды, функции. Роль менеджера в современной экономике
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Менеджмент предполагает создание наиболее благоприятной социально-психологической среды для развития творчества и инициативы.
Основоположником менеджмента считается американский инженер Ф. Тейлор, который разработал инструментарий, обеспечивший рационализацию и интенсификацию труда, что позволило существенно повысить эффективность производства.
выбор цели;
выбор средств;
подготовка средств;
контроль над результатами.
Французский экономист А. Файоль настаивал на расширенной трактовке менеджмента. Он является создателем классической (административной) школы управления в целом (т. е. вышел за рамки управления производством). В этой связи им были сформулированы основные
полномочия и ответственность;
единоначалие;
подчиненность личных интересов общим;
вознаграждение персонала.
Все осуществляемые на предприятии операции А. Файоль разделял на 6 групп:
технические;
коммерческие;
финансовые;
охрана имущества;
счетные;
административные.
К собственно управлению он относил шестую группу (
предвидение — прогноз будущего и разработка программы действий;
организация — построение двойного организма предприятия (материальная и социальная стороны);
распоряжение — руководство действиями персонала предприятия;
согласования — установление связей и объединение действий и усилий сотрудников;
контроль — наблюдение за тем, чтобы все происходило в соответствии с распоряжениями.
Выдвинутые А. Файолем принципы и управленческие функции детально исследованы им в книге «Общее и промышленное управление», которая была опубликована в 1916г. Важнейшие ее положения вошли в науку управления в качестве основополагающих.
В современных условиях управление основывается на четырех
планирование — определение деятельности фирмы на перспективу и установление средств достижения целей;
организация — создание структуры фирмы и обеспечение взаимодействий и координации деятельности ее подразделений;
мотивация — создание системы стимулов по осуществлению намеченных программ;
контроль — наблюдение за выполнением установленных заданий.
Особо следует выделить первую управленческую функцию — планирование. В связи с переходом на рыночные методы хозяйствования в нашей экономической литературе резко ослабло внимание к проблемам планирования. В этой связи следует отметить, что в западной экономической науке этим проблемам уделяется большое внимание как на микроуровне, так и на макроуровне.
На микроуровне западные фирмы обычно разрабатывают комплексные планы в виде бизнес-планов.
Корпорации разрабатывают:
краткосрочные планы до 1 года;
долгосрочные планы на 5-10 лет;
планы капитальных вложений;
планы НИР;
планы технических разработок;
планы текущего производства;
планы сбыта и снабжения;
финансовые планы.
Для осуществления планов корпорации создают различные службы — плановую, финансовую, контрольную, НИР, проектно-конструкторскую, психологическую, сбытовую, снабженческую.
С позиций предпринимательской деятельности, а также направлений предпринимательской стратегии фирмы в структуре менеджмента выделяют следующие его виды.
производство товаров в определенных количествах, должного качества в установленные сроки и при минимальных затратах;
определение стратегии в области исследований и развития, в области человеческих отношений (учет индивидуального потенциала работника, сплочение отдельных групп работников);
управление запасами, управление качеством, управление трудовыми ресурсами.
формирование оптимальной структуры финансовых средств;
максимизацию общих доходов и доходов на акции;
привлечение и эффективное использование финансовых ресурсов и обеспечение высоких дивидендов и роста курса акций;
анализ инвестиций и риска, управление краткосрочными и долгосрочными финансовыми ресурсами.
Рыночный менеджмент, или маркетинг — это управление коммерческой деятельностью, ориентированной на рынок фирмы.
Он включает:
маркетинговые исследования;
создание нового продукта;
управление товарным движением;
управление ценами.
В заключение следует отметить, что менеджмент как научное направление в экономике возник в начале этого века в виде совокупности принципов и методов управления. В 1950-е гг. менеджмент сформировался как организационная структура управления, в 1970-е гг. принял форму стратегического планирования, а на современном этапе передовые фирмы стран с развитой рыночной экономикой начали осуществлять переход от стратегического планирования к стратегическому управлению. Такой переход означает не отказ от планирования, а дополнение его прогнозированием, проводимым с учетом перспективного состояния внешней среды.