Место и роль человека в системе производства

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

человеческому фактору человек Удовлетворение человеческих потребностей гуманизации
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Внимание современной экономической теории к человеку, «человеческому фактору», резко возросло. Все больше и больше ученых-экономистов приходят к выводу, что земля, собственность и оборудование больше не являются главными факторами производства. Новейшие и прогрессивные отрасли требуют высокопрофессиональных и очень глубоких знаний. Только человек обладает способностями, знаниями и навыками, необходимыми для развития современного производства.

Известно, что человек — существо биосоциальное:

  • во-первых, потому что он принадлежит ко всему живому на земле, являясь творением природы;

  • во-вторых, благодаря труду определяется общественный характер его бытия.

Человек в своем биологическом и социальном развитии прошел долгий и весьма сложный путь. Вся история развития цивилизации — это прежде всего история развития человека как главной производительной силы. Выделяются три основных этапа такого развития:

  1. первый этап — существование естественных производительных сил, которые сводятся к природе самого человека и к силам окружающей его среды;

  2. второй этап — подчинение естественных производительных сил общественным и утверждение человека как главной производительной силы;

  3. третий этап — господство человека над природой.

Благодаря научно-техническому прогрессу человеческий интеллект становятся фактором непосредственного производства.

Роль человека в производстве предопределяется тем, что именно он создает и оживляет средства производства и тем самым определяет способы их использования. Уже поэтому человек как носитель рабочей силы является не просто фактором, а главной производительной силой общества.

Человек также является конечной целью общественного производства. Это объясняется тем, что общественный продукт, пройдя через распределение и обмен, завершает свой путь в потреблении. Без потребления любое производство бессмысленно.

Удовлетворение человеческих потребностей — всеобщее назначение производства.

В обществе все исходит от человека и все сводится к нему. От него требуется творческая активность, добросовестное отношение к труду, инициативность. Таким человек может быть лишь при условии, если он не будет только исполнителем решений, поступающих извне, если его инициатива не ограничивается и не подавляется.

Место человека в общественном производстве, его роль в экономике определяются характером господствующих производственных отношений. Во всем мире идет процесс гармонизации и гуманизации отношений труда и капитала. Повышается уровень материального благосостояния и решаются многие социальные проблемы. Реальными направлениями гуманизации производства являются:

  • улучшение условий труда работников;

  • сохранение окружающей среды обитания человека;

  • устранение тяжелого физического труда и замена его машинным;

  • создание условий для раскрытия всех способностей человека;

  • утверждение потребностей в труде как главной форме самовыражения человеческой личности;

  • превращение работника в собственника и хозяина производства;

  • создание механизма социальной защиты и поддержки несовершеннолетних, престарелых и больных.

Из множества характеристик, составляющих потенциал человека, теория человеческого капитала выделяет те, которые существенно влияют на изменение доходов. Это относится преимущественно к здоровью, творческим способностям, образованию, профессиональным навыкам, предприимчивости и мобильности. Потенциал человека может быть увеличен или уменьшен в процессе его деятельности. На современных, эффективно работающих предприятиях сформированы системы анализа и развития человеческих ресурсов. Основное внимание обычно уделяется повышению квалификации. Наряду с этим значительные средства расходуются на поддержание и укрепление здоровья, развитие творческих способностей и других составляющих потенциала человека.

Реализация потенциала человека в очень большой степени зависит от сложившихся общественных отношений, целей, политики государства. Для стран с высоким уровнем благосостояния народа характерна политика, направленная на повышение качества человеческих ресурсов. Методы, которыми осуществляется такая политика, хотя и имеют национальные особенности, в целом едины: отбор и поощрение талантливых людей, улучшение образования, дифференциация оплаты труда в зависимости от его результатов. В экономически развитых странах сформировалось уважительное отношение к культуре, науке, образованию. Увеличение затрат на общее и специальное образование ведет не только к росту доходов людей, но и к росту производительности труда и эффективности производства.