Монополия: сущность и виды. Антимонопольная политика. Антидемпинговая политика

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Монополистическая, несовершенная конкуренция Монопсония Олигопсония Олигополия Дуополия Билатеральная монополия (двухсторонняя монополия) антимонопольными методами Антидемпинговое законодательство ГАТТ Международный антидемпинговый кодекс антидемпинговые пошлины
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Монополистическая, несовершенная конкуренция возникла в конце XIX-начале XX вв. в связи с образованием монополий. Монополистическая конкуренция пришла на смену свободной конкуренции. В этот период происходила концентрация капитала, возникали акционерные общества. Монополии устанавливали контроль над природными, материальными и финансовыми ресурсами.

Термин «монополия» в буквальном смысле слова означает единственного продавца товара. В современных условиях употребление этого термина вышло за рамки буквального понимания. В настоящее время он используется для обозначения различных разновидностей рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции.

Основными признаками монополизма являются монопольные цены и монопольные прибыли.

Монопольное положение фирмы может быть «естественным» (когда фирма владеет редкими, уникальными, не воспроизводимыми ресурсами), но может быть создано и искусственно (когда фирма использует организационные приемы). 

В условиях монополии существуют несколько видов конкуренции:

  • монопсония;

  • олигополия;

  • олигопсония;

  • дуополия;

  • билатеральная монополия.

Монопсония — это тип рыночной структуры, когда существует монополия единственного покупателя определенного товара. Ограничивая свои закупки, покупатель обеспечивает монопольную прибыль, поскольку продавец теряет часть доходов продавца. Монопсония рассматривается как составная часть несовершенной конкуренции.

Олигопсония — это тип рыночной структуры, при которой существует группа покупателей определенного товара. Ограничивая закупки товара, покупатели обеспечивают себе монопольную прибыль за счет потери части доходов продавцами.

Олигополия — это тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию.

Дуополия — это тип рыночной структуры, при которой имеется только два поставщика определенного товара и между ними полностью отсутствуют монополистические соглашения о ценах, рынках сбыта, квотах производства. 

Билатеральная монополия (двухсторонняя монополия) — тип рыночной структуры, при которой возникает противоборство единого поставщика и единого (объединенного) потребителя (потребление электроэнергии, водоснабжение, газоснабжение).

Антимонопольные методы

Монополистическая ситуация, как правило, сопровождается антимонопольными методами воздействия со стороны государственных органов.

Первая группа мер административно-правового воздействия осуществляется в виде:

  • запрета монополии в какой-либо отрасли хозяйства;

  • роспуска существующих монополистических объединений;

  • расчленения монополий на ряд самостоятельных производств.

Вторая группа мер административно-экономического воздействия выступает в виде запрещения в законодательном порядке:

  • преследование государством осуществляющих ценовую дискриминацию поставщиков (завышение цен, не обусловленное издержками производства);

  • преследование торговцев, использующих недобросовестную рекламу;

  • внеэкономическое воздействие на контрагентов, вступивших в сговор с целью оказания совместного влияния на изменение рыночной ситуации.

Третья группа мер экономического воздействия государства предполагает:

  • использование различных приемов налоговой политики, которые вынуждают монополии назначать цены на выпускаемую продукцию, близкую к условиям свободной конкуренции;

  • поощрение выпуска товаров-субститутов; разнообразие товаров личного и производительного потребления снижает спрос на товары монопольного производства;

  • стимулирование появления на рынке новых товаропроизводителей;

  • расширение рынка за счет установления международных экономических связей и увеличения импорта;

  • распространение научных и технологических знаний.

Антидемпинговое законодательство — специальные правовые акты и положения, направленные против демпинга, т. е. против продажи товаров на внешнем рынке по ценам более низким, чем на внутреннем рынке.

Основными элементами антидемпингового законодательства являются 6-я статья ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле), определяющая понятие демпинга, и Международный антидемпинговый кодекс, принятый на Женевской конференции ГАТТ в 1967 г. Последний регламентирует процедуру выявления и доказательства факта демпинга, а также способы компенсации понесенного ущерба фирмам импортирующей страны, производящей аналогичную продукцию.

В случае установления факта демпинга импортирующая страна может ввести антидемпинговые пошлины на ввозимые товары. Порядок применения антидемпинговых пошлин также регулируется ГАТТ, которое исключает злоупотребления в этой области.