Олигополия: основные черты и типология моделей стратегического взаимодействия фирм

Оглавление

#Олигополия #однородную (классическую) #неоднородную (дифференцированную) #плотную (компактную) #неплотную (просторную) #последовательную игру #одновременную игру #ценовая олигополия #количественная олигополия #некооперативную #кооперативную
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

Олигополия (от греч. Oligos — немногий) означает рынок, на котором в реализации какого-либо товара доминируют несколько фирм, а появление новых продавцов этого товара затруднено или невозможно.

Обычно на олигополистическом рынке доминируют 3-5 фирм. На них приходится более ¾ общего объема продаж.

Основные черты олигополии:

  • Всего несколько фирм снабжают весь рынок, независимо от вида продукта – стандартизированный или дифференцированный.

  • Некоторые отдельно взятые фирмы в олигополистической отрасли обладают весьма крупными рыночными долями. Как следствие, они обладают и способностью влиять на цену товара, а также на общий объем продаж этого товара на рынке.

  • Фирмы в олигополистической отрасли осознают свою взаимозависимость. Поэтому они считаются с реакцией своих конкурентов, когда устанавливают цены, объемы продаж и размер рекламных расходов на свою продукцию.

Ввиду многообразия предложений фирм-олигополистов в отношении реакции соперников на свое поведение, выделяют различные модели стратегического воздействия фирм в условиях олигополии. 

По степени дифференциации продукции различают:

  • однородную (классическую) олигополию – отрасль производящую стандартизированную продукцию (сырье, материалы и т. д.);

  • неоднородную (дифференцированную) олигополию — отрасль, производящую товары-субституты (автомобили, компьютеры и др.).

По совокупной рыночной доле четырех ведущих фирм выделяют:

  • плотную (компактную) олигополию, в которой четыре ведущих фирмы покрывают 60% рынка и более, в результате чего их сговор возможен и легко осуществим;

  • неплотную (просторную) олигополию, в которой четыре ведущих фирмы покрывают до 40% рынка, в результате чего сговор невозможен.

По характеру взаимодействия и его повторяемости различают: 

  • последовательную игру олигополистов, в которой фирмы принимают решения поочередно, учитывая уже совершенные предыдущие действия соперника;

  • одновременную игру олигополистов, в которой фирмы принимают решения одновременно (однократно), учитывая ожидаемые действия соперника.

По виду стратегической переменной, относительно которой делаются предположения о реакции конкурентов:

  • ценовая олигополия, в которой предположения делаются относительно цены;

  • количественная олигополия, в которой предположения делаются относительно объема выпуска продукции.

По степени взаимозависимости фирм–олигополистов различают:

  • некооперативную олигополию, в которой участники не зависят друг от друга и вступают в стратегическую игру, применяя при этом так называемую «теорию игр»;

  • кооперативную олигополию, в которой участники зависят друг от друга и вступают в явный или неявный сговор.