... > Микроэкономика > Олигополия: основные черты...

Олигополия: основные черты и типология моделей стратегического взаимодействия фирм

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Олигополия однородную (классическую) неоднородную (дифференцированную) плотную (компактную) неплотную (просторную) последовательную игру одновременную игру ценовая олигополия количественная олигополия некооперативную кооперативную
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Олигополия (от греч. Oligos — немногий) означает рынок, на котором в реализации какого-либо товара доминируют несколько фирм, а появление новых продавцов этого товара затруднено или невозможно.

Обычно на олигополистическом рынке доминируют 3-5 фирм. На них приходится более ¾ общего объема продаж.

Основные черты олигополии:

  • Всего несколько фирм снабжают весь рынок, независимо от вида продукта – стандартизированный или дифференцированный.

  • Некоторые отдельно взятые фирмы в олигополистической отрасли обладают весьма крупными рыночными долями. Как следствие, они обладают и способностью влиять на цену товара, а также на общий объем продаж этого товара на рынке.

  • Фирмы в олигополистической отрасли осознают свою взаимозависимость. Поэтому они считаются с реакцией своих конкурентов, когда устанавливают цены, объемы продаж и размер рекламных расходов на свою продукцию.

Ввиду многообразия предложений фирм-олигополистов в отношении реакции соперников на свое поведение, выделяют различные модели стратегического воздействия фирм в условиях олигополии. 

По степени дифференциации продукции различают:

  • однородную (классическую) олигополию – отрасль производящую стандартизированную продукцию (сырье, материалы и т. д.);

  • неоднородную (дифференцированную) олигополию — отрасль, производящую товары-субституты (автомобили, компьютеры и др.).

По совокупной рыночной доле четырех ведущих фирм выделяют:

  • плотную (компактную) олигополию, в которой четыре ведущих фирмы покрывают 60% рынка и более, в результате чего их сговор возможен и легко осуществим;

  • неплотную (просторную) олигополию, в которой четыре ведущих фирмы покрывают до 40% рынка, в результате чего сговор невозможен.

По характеру взаимодействия и его повторяемости различают: 

  • последовательную игру олигополистов, в которой фирмы принимают решения поочередно, учитывая уже совершенные предыдущие действия соперника;

  • одновременную игру олигополистов, в которой фирмы принимают решения одновременно (однократно), учитывая ожидаемые действия соперника.

По виду стратегической переменной, относительно которой делаются предположения о реакции конкурентов:

  • ценовая олигополия, в которой предположения делаются относительно цены;

  • количественная олигополия, в которой предположения делаются относительно объема выпуска продукции.

По степени взаимозависимости фирм–олигополистов различают:

  • некооперативную олигополию, в которой участники не зависят друг от друга и вступают в стратегическую игру, применяя при этом так называемую «теорию игр»;

  • кооперативную олигополию, в которой участники зависят друг от друга и вступают в явный или неявный сговор.