Олигополия: основные черты и типология моделей стратегического взаимодействия фирм
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Обычно на олигополистическом рынке доминируют 3-5 фирм. На них приходится более ¾ общего объема продаж.
Основные черты олигополии:
Всего несколько фирм снабжают весь рынок, независимо от вида продукта – стандартизированный или дифференцированный.
Некоторые отдельно взятые фирмы в олигополистической отрасли обладают весьма крупными рыночными долями. Как следствие, они обладают и способностью влиять на цену товара, а также на общий объем продаж этого товара на рынке.
Фирмы в олигополистической отрасли осознают свою взаимозависимость. Поэтому они считаются с реакцией своих конкурентов, когда устанавливают цены, объемы продаж и размер рекламных расходов на свою продукцию.
Ввиду многообразия предложений фирм-олигополистов в отношении реакции соперников на свое поведение, выделяют различные модели стратегического воздействия фирм в условиях олигополии.
По степени дифференциации продукции различают:
однородную (классическую) олигополию – отрасль производящую стандартизированную продукцию (сырье, материалы и т. д.);неоднородную (дифференцированную) олигополию — отрасль, производящую товары-субституты (автомобили, компьютеры и др.).
По совокупной рыночной доле четырех ведущих фирм выделяют:
плотную (компактную) олигополию, в которой четыре ведущих фирмы покрывают 60% рынка и более, в результате чего их сговор возможен и легко осуществим;неплотную (просторную) олигополию, в которой четыре ведущих фирмы покрывают до 40% рынка, в результате чего сговор невозможен.
По характеру взаимодействия и его повторяемости различают:
последовательную игру олигополистов, в которой фирмы принимают решения поочередно, учитывая уже совершенные предыдущие действия соперника;одновременную игру олигополистов, в которой фирмы принимают решения одновременно (однократно), учитывая ожидаемые действия соперника.
По виду стратегической переменной, относительно которой делаются предположения о реакции конкурентов:
ценовая олигополия , в которой предположения делаются относительно цены;количественная олигополия , в которой предположения делаются относительно объема выпуска продукции.
По степени взаимозависимости фирм–олигополистов различают:
не кооперативную олигополию, в которой участники не зависят друг от друга и вступают в стратегическую игру, применяя при этом так называемую «теорию игр»;кооперативную олигополию, в которой участники зависят друг от друга и вступают в явный или неявный сговор.