- ГЛАВНАЯ >
- ПРЕДМЕТЫ >
- ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ >
- ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ. ФАКТОРЫ МОНОПОЛИЗАЦИИ
Основные черты чистой монополии. Факторы монополизации
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Нам важно твое мнение
Остался ли ты доволен контентом, который опубликован на этой странице?
Спасибо, принято!
Напиши, что не так с вопросом в форме обратной связи, мы постараемся разобраться в ближайшее время.
Чистая монополия — тип рыночной структуры, который характеризуется следующими чертами:
на рынке присутствует единственный производитель, продающий свою продукцию множеству покупателей;
нет близких заменителей продукта монополиста;
барьеры входа на рынок столь существенны, что приток новых фирм невозможен.
Факторы монополизации:
экономия на масштабе производства;
высокие издержки вхождения в отрасль, сопровождающиеся ограниченными возможностями повышения цен;
верность бренду;
законодательные ограничения (патент, авторские права);
контроль и собственность над редким ресурсом, а также на готовые оптовые и розничные сети;
слияние и соглашение;
запугивание конкурентов.
Современные экономисты считают, что распространение монополии снижает экономическую эффективность по следующим причинам:
Нерациональное использование общественных ресурсов; производственная неэффективность. Монополисту выгоднее продавать меньший объем продукции за более высокую цену, следовательно, ресурсы общества используются не в полном объеме, и часть продукции, необходимая обществу не производится.
Неравенство в распределении дохода. Пользуясь своей властью над рынком, монополии назначают более высокие цены.
Высокий уровень производственных издержек.
Отсутствие стимула к научно-техническому процессу. Монополисту зачастую весьма выгодно отказываться от технологических усовершенствований с тем, чтобы полностью использовать действующее капитальное оборудование.
С другой стороны, само стремление к монополии (точнее — к получению экономической прибыли от рыночной власти) стимулирует технический прогресс. Обладание монополией или стремление к ней зачастую ведет к появлению принципиально новых продуктов, снижению предельных и средних совокупных затрат в сравнении с конкурентной ситуацией, что способствует росту общественного благосостояния.
Теперь на ZNZN можно делать свои конспекты

Нам важно твое мнение
Остался ли ты доволен контентом, который опубликован на этой странице?
Спасибо, принято!
Напиши, что не так с вопросом в форме обратной связи, мы постараемся разобраться в ближайшее время.