... > Микроэкономика > Основные черты чистой...

Основные черты чистой монополии. Факторы монополизации

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Чистая монополия Факторы монополизации
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Чистая монополия — тип рыночной структуры, который характеризуется следующими чертами:

  • на рынке присутствует единственный производитель, продающий свою продукцию множеству покупателей;

  • нет близких заменителей продукта монополиста;

  • барьеры входа на рынок столь существенны, что приток новых фирм невозможен.

Факторы монополизации:

  • экономия на масштабе производства;

  • высокие издержки вхождения в отрасль, сопровождающиеся ограниченными возможностями повышения цен;

  • верность бренду;

  • законодательные ограничения (патент, авторские права);

  • контроль и собственность над редким ресурсом, а также на готовые оптовые и розничные сети;

  • слияние и соглашение;

  • запугивание конкурентов.

Современные экономисты считают, что распространение монополии снижает экономическую эффективность по следующим причинам:

  1. Нерациональное использование общественных ресурсов; производственная неэффективность. Монополисту выгоднее продавать меньший объем продукции за более высокую цену, следовательно, ресурсы общества используются не в полном объеме, и часть продукции, необходимая обществу не производится. 

  2. Неравенство в распределении дохода. Пользуясь своей властью над рынком, монополии назначают более высокие цены.  

  3. Высокий уровень производственных издержек.

  4. Отсутствие стимула к научно-техническому процессу. Монополисту зачастую весьма выгодно отказываться от технологических усовершенствований с тем, чтобы полностью использовать  действующее капитальное оборудование. 

С другой стороны, само стремление к монополии (точнее — к получению экономической прибыли от рыночной власти) стимулирует технический прогресс. Обладание монополией или стремление к ней зачастую ведет к появлению принципиально новых продуктов, снижению предельных и средних совокупных затрат в сравнении с конкурентной ситуацией, что способствует росту общественного благосостояния.