Основные черты чистой монополии. Факторы монополизации
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
на рынке присутствует единственный производитель, продающий свою продукцию множеству покупателей;
нет близких заменителей продукта монополиста;
барьеры входа на рынок столь существенны, что приток новых фирм невозможен.
экономия на масштабе производства;
высокие издержки вхождения в отрасль, сопровождающиеся ограниченными возможностями повышения цен;
верность бренду;
законодательные ограничения (патент, авторские права);
контроль и собственность над редким ресурсом, а также на готовые оптовые и розничные сети;
слияние и соглашение;
запугивание конкурентов.
Современные экономисты считают, что распространение монополии снижает экономическую эффективность по следующим причинам:
Нерациональное использование общественных ресурсов; производственная неэффективность. Монополисту выгоднее продавать меньший объем продукции за более высокую цену, следовательно, ресурсы общества используются не в полном объеме, и часть продукции, необходимая обществу не производится.
Неравенство в распределении дохода. Пользуясь своей властью над рынком, монополии назначают более высокие цены.
Высокий уровень производственных издержек.
Отсутствие стимула к научно-техническому процессу. Монополисту зачастую весьма выгодно отказываться от технологических усовершенствований с тем, чтобы полностью использовать действующее капитальное оборудование.
С другой стороны, само стремление к монополии (точнее — к получению экономической прибыли от рыночной власти) стимулирует технический прогресс. Обладание монополией или стремление к ней зачастую ведет к появлению принципиально новых продуктов, снижению предельных и средних совокупных затрат в сравнении с конкурентной ситуацией, что способствует росту общественного благосостояния.