Основные признаки олигополии. Стратегическое взаимодействие фирм в условиях олигополии
Олигополия — наличие на рынке определенного товара нескольких очень крупных фирм, контролирующих значительную часть производства и сбыта и конкурирующих друг с другом. Такая фирма проводит самостоятельную рыночную политику, но при этом она зависит от конкурентов и вынуждена считаться с ними.
Олигополистическая фирма обладает монопольной властью, т. е. может влиять на цену своей продукции и держать ее на уровне, превышающем предельные издержки производства.
Обычно при олигополии господствует от 2 до 10 фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта. Это делает фирмы зависимыми друг от друга.
Каждая фирма в отрасли понимает, что изменение цены или объема выпуска вызовет ответную реакцию конкурентов, и должна считаться с ними.
Процесс возникновения олигополии — слияние нескольких фирм в 1 крупную.
Основные причины слияния фирм:
желание увеличить рыночную долю продукта и добиться большего эффекта масштаба;
стремление усилить власть на рынке, получить возможность оказывать влияние на ценовую политику.
Важной чертой, характеризующей олигополию, выступает всеобщая взаимозависимость субъектов. Если одна из фирм снизила цену, другие немедленно должны отреагировать, в противном случае потеряют покупателей на рынке.