... > Экономическая теория > Преобразование отношений собственности

Преобразование отношений собственности

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Национализация денационализация Огосударствление разгосударствление Приватизация реприватизация инновационного потенциала предпринимательства
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Реформирование отношений собственности в экономике осуществляется в следующих основных формах:

- национализации или денационализации;

- огосударствления (этатизации) или разгосударствления (деэтатизации);

- приватизации или реприватизации.

Национализация и денационализация

Национализация — это процесс превращения частной собственности в государственную через безвоздмездную конфискацию имущества, а также в виде полного или частичного выкупа имущества.

Следствием неограниченной национализации может стать огосударствление экономики, которое проявляется в господстве государственной собственности и монополии государства на принятие основных экономических решений (фр. Etat — государство).

Денационализация представляет процесс, противоположный национализации, связанный с  преобразованием объектов государственного имущества в другие формы собственности путем разгосударствления и приватизации.

Огосударствление (этатизация) и разгосударствление (деэтатизация)

Разгосударствление  (деэтатизация) — передача от государства юридическим лицам частично или полностью функций прямого хозяйственного управления, формирование многоукладной, «смешанной» экономики.

Разгосударствление означает сокращение доли госсектора в экономике и уменьшение части национального продукта, распределяемого через госбюджет.

Приватизация и реприватизация

Приватизация представляет собой передачу государственной собственности в частную, углубление процесса разгосударствления.

Приватизация осуществляется в следующих формах:

  • акционирование — трансформация государственных предприятий в акционерные общества путем эмиссии и продажи акций;

  • аренды с выкупом — договор аренды имущества с последующим выкупом;

  • инвестиционный конкурс — продажа государственных предприятий при выполнении покупателями инвестиционных программ;

  • коммерческий конкурс — продажа активов при согласии покупателя на выполнение определенных условий и предложения максимальной цены. При продаже могут оговариваться следующие условия:

    1. сохранение рабочих мест на предприятии;

    2. сохранение профиля предприятия;

    3. обязательства по дополнительному инвестированию капитала в производство;

  • аукцион — продажа по максимальной цене на открытых торгах без выполнения  покупателем условий по отношению к объекту собственности.

Реприватизация — возврат ранее конфискованной или безвозмездно национализированной собственности прежним владельцам.

Данный способ преобразования отношений собственности использовался в 80-е годы ХХ в. в отдельных странах Западной Европы, в 90-е годы — в некоторых постсоциалистических странах.

Трансформация государственной собственности в Республике Беларусь

В Республике Беларусь механизм трансформации собственности основан на Декрете Президента Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» (1998 г.).

Политика реформирования отношений собственности в республике основывается на росте эффективности производства через постепенное и сбалансированное проведение преобразований и учете социальных факторов и последствий преобразований. Трансформация объектов государственной собственности происходит на основе анализа инновационного потенциала предприятий, возможностей внедрения новых технологий и повышения экономической эффективности. 

В соответствии с подходами, регламентированными законодательством по разгосударствлению и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь, все решения в области приватизации будут приниматься с позиций целесообразности, способности к повышению эффективности функционирования экономики, формирования условий для привлечения инвестиций, создания новых рабочих мест. 

В ближайшей перспективе необходимо завершить преобразование государственных предприятий в республиканские и коммунальные унитарные, основанные на праве хозяйственного ведения, и республиканские унитарные, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия).

Главной целью развития предпринимательства на период до 2030 г. является обеспечение развития малого и среднего бизнеса на новой организационно-правовой, имущественной, финансово - инвестиционной, научно-инновационной и управленческой основе, превращение его в один из основных источников пополнения бюджета, сокращения безработицы и повышения занятости трудоспособного населения. Для достижения указанной цели предполагается:

  1. улучшение предпринимательского климата, создание благоприятной рыночной среды для ускорения развития малого и среднего бизнеса, а также индивидуального предпринимательства;

  2. совершенствование системы государственной поддержки, включая повышение действенности всех форм финансовой поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, а также упрощение системы регистрации, налогообложения;

  3. устранение причин оттока предпринимательского и научно-технического интеллекта, а также финансового капитала в зарубежные страны.