- ГЛАВНАЯ >
- ПРЕДМЕТЫ >
- ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ >
- ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ
Преобразование отношений собственности
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Нам важно твое мнение
Остался ли ты доволен контентом, который опубликован на этой странице?
Спасибо, принято!
Напиши, что не так с вопросом в форме обратной связи, мы постараемся разобраться в ближайшее время.
Реформирование отношений собственности в экономике осуществляется в следующих основных формах:
- национализации или денационализации;
- огосударствления (этатизации) или разгосударствления (деэтатизации);
- приватизации или реприватизации.
Национализация и денационализация
Национализация — это процесс превращения частной собственности в государственную через безвоздмездную конфискацию имущества, а также в виде полного или частичного выкупа имущества.
Следствием неограниченной национализации может стать огосударствление экономики, которое проявляется в господстве государственной собственности и монополии государства на принятие основных экономических решений (фр. Etat — государство).
Денационализация представляет процесс, противоположный национализации, связанный с преобразованием объектов государственного имущества в другие формы собственности путем разгосударствления и приватизации.
Огосударствление (этатизация) и разгосударствление (деэтатизация)
Разгосударствление (деэтатизация) — передача от государства юридическим лицам частично или полностью функций прямого хозяйственного управления, формирование многоукладной, «смешанной» экономики.
Разгосударствление означает сокращение доли госсектора в экономике и уменьшение части национального продукта, распределяемого через госбюджет.
Приватизация и реприватизация
Приватизация представляет собой передачу государственной собственности в частную, углубление процесса разгосударствления.
Приватизация осуществляется в следующих формах:
акционирование — трансформация государственных предприятий в акционерные общества путем эмиссии и продажи акций;
аренды с выкупом — договор аренды имущества с последующим выкупом;
инвестиционный конкурс — продажа государственных предприятий при выполнении покупателями инвестиционных программ;
коммерческий конкурс — продажа активов при согласии покупателя на выполнение определенных условий и предложения максимальной цены. При продаже могут оговариваться следующие условия:
сохранение рабочих мест на предприятии;
сохранение профиля предприятия;
обязательства по дополнительному инвестированию капитала в производство;
аукцион — продажа по максимальной цене на открытых торгах без выполнения покупателем условий по отношению к объекту собственности.
Реприватизация — возврат ранее конфискованной или безвозмездно национализированной собственности прежним владельцам.
Данный способ преобразования отношений собственности использовался в 80-е годы ХХ в. в отдельных странах Западной Европы, в 90-е годы — в некоторых постсоциалистических странах.
Трансформация государственной собственности в Республике Беларусь
В Республике Беларусь механизм трансформации собственности основан на Декрете Президента Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» (1998 г.).
Политика реформирования отношений собственности в республике основывается на росте эффективности производства через постепенное и сбалансированное проведение преобразований и учете социальных факторов и последствий преобразований. Трансформация объектов государственной собственности происходит на основе анализа инновационного потенциала предприятий, возможностей внедрения новых технологий и повышения экономической эффективности.
В соответствии с подходами, регламентированными законодательством по разгосударствлению и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь, все решения в области приватизации будут приниматься с позиций целесообразности, способности к повышению эффективности функционирования экономики, формирования условий для привлечения инвестиций, создания новых рабочих мест.
В ближайшей перспективе необходимо завершить преобразование государственных предприятий в республиканские и коммунальные унитарные, основанные на праве хозяйственного ведения, и республиканские унитарные, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия).
Главной целью развития предпринимательства на период до 2030 г. является обеспечение развития малого и среднего бизнеса на новой организационно-правовой, имущественной, финансово - инвестиционной, научно-инновационной и управленческой основе, превращение его в один из основных источников пополнения бюджета, сокращения безработицы и повышения занятости трудоспособного населения. Для достижения указанной цели предполагается:
улучшение предпринимательского климата, создание благоприятной рыночной среды для ускорения развития малого и среднего бизнеса, а также индивидуального предпринимательства;
совершенствование системы государственной поддержки, включая повышение действенности всех форм финансовой поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, а также упрощение системы регистрации, налогообложения;
устранение причин оттока предпринимательского и научно-технического интеллекта, а также финансового капитала в зарубежные страны.
Теперь на ZNZN можно делать свои конспекты

Нам важно твое мнение
Остался ли ты доволен контентом, который опубликован на этой странице?
Спасибо, принято!
Напиши, что не так с вопросом в форме обратной связи, мы постараемся разобраться в ближайшее время.