Разгосударствление и приватизация собственности. Процесс приватизации собственности в странах СНГ

Оглавление

#Разгосударствление #приватизация #«теневая» экономика
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

Разгосударствление собственности ускорило процесс становления новых форм производства и типов собственности. Разгосударствление и приватизация — неоднозначные, хотя и тесно связанные между собой понятия.

Под разгосударствлением следует понимать процесс устранения государственного монополизма в экономике, формирования многоукладной, смешанной экономики, децентрализации управления ею, освобождения государства от функций прямого хозяйственного управления.

Таким образом, разгосударствление означает, с одной стороны, переход от командно-административных к экономическим методам руководства, а с другой — смену форм и содержания отношений собственности.

В свою очередь разгосударствление непосредственных отношений собственности можно свести к трем основным взаимосвязанным аспектам, а именно:

  • к созданию негосударственного сектора с многообразными типами хозяйств;

  • к преобразованию хозяйств, остающихся в государственном ведении, освобождении их от административно-командного диктата;

  • к приватизации, т. е. передаче в распоряжение коллективов и отдельных граждан части государственной и огосударствленной собственности.

Значит, приватизацию следует рассматривать как одну из форм разгосударствления. Но разгосударствление возможно и без приватизации. В таком случае смена собственника не происходит, а идет децентрализация в пределах государственного управления собственностью.

Приватизация — процесс передачи права собственности на предприятия, имущественные комплексы и иное имущество, ранее принадлежащее государству, коллективам работников, гражданам или частным лицам, ведущим производство на принципах негосударственных форм собственности.

В мировой практике приватизация использовалась в широкомасштабном варианте и как средство оздоровления отдельных звеньев экономики.

Из сказанного выше следует, что приватизацию государственной собственности и развитие рынка не следует понимать как простой демонтаж механизма государственной собственности. Надо исходить из задач формирования смешанной экономики, где реальное право на существование и развитие будут иметь и государственный, и кооперативный, и частный секторы экономики, способные конкурировать между собою и обогащать друг друга. Сегодня весь цивилизованный мир уходит от жесткого противопоставления государственного и частного секторов, их симбиоз в разных формах признается наиболее эффективным.

Можно с учетом этого допустить, что важным подспорьем в реализации целей приватизации может послужить «теневой» и зарубежный капитал. Но это скорее всего допущением так и остается. Есть определенная категория экономистов, которая считает, что «теневая» экономика таковой может быть лишь в условиях жесткой директивной экономики и достаточно только принять разумные с точки зрения предпринимательства законы, как «теневая» экономика исчезнет сама по себе и превратится в обычный бизнес. Руководствуясь этим, предлагают активно использовать ее капиталы для приватизации, забывая о том, какие социальные потрясения это вызовет, и упуская из вида, что в какой бы степени ни был развит частный сектор и рынок, подпольный бизнес все равно будет искать возможность для своего развития хотя бы потому, чтобы скрыть свои доходы от налогообложения или чтобы нажиться на бизнесе, запрещенном законом.

Разгосударствление и приватизация собственности могут осуществляться в следующих формах:

  1. выкупа имущества государственного предприятия, сданного в аренду;

  2. превращения государственных предприятий в акционерные общества;

  3. создания коллективных (народных) предприятий;

  4. продажи государственных предприятий по конкурсу или на аукционе;

  5. безвозмездной передачи имущества гражданам.

Разгосударствление и приватизация могут производиться и в других, не противоречащих действующему законодательству формах.

В аренду могут быть переданы: здания, сооружения, жилые постройки, оборудование, предприятия, земля, мелкий инвентарь и т.д.

Для выкупа государственной собственности могут быть использованы следующие средства:

  • личные средства граждан;

  • ценные бумаги;

  • собственные средства негосударственных юридических лиц;

  • остатки фондов экономического стимулирования;

  • часть прибыли, остающаяся в распоряжении трудового коллектива предприятия;

  • кредиты банков и другие заемные средства;

  • иностранные инвестиции, если это предусмотрено законодательством, а также другие финансовые средства.