Рыночная конкуренция: сущность, виды и формы. Совершенная и несовершенная конкуренция

Оглавление

#конкуренция #Монополистическая, несовершенная конкуренция #Монопсония #Олигопсония #Олигополия #Дуополия #Билатеральная монополия (двухсторонняя монополия) #Совершенная конкуренция
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

Под конкуренцией, с одной стороны, понимается:

  • экономическая состязательность за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности;

  • борьба товаропроизводителями за более выгодные условия хозяйствования, за получение наивысшей прибыли.

С другой стороны, конкуренция — это элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов хозяйствования в процессе производства и сбыта продукции, а также в сфере приложения капитала.

Формой существования конкуренции является общественная система норм и правил организации, имеющая в своей основе государственные директивы и рыночные методы функционирования структурных подразделений народного хозяйства в виде государственных и частных предприятий и организаций.

Монополистическая, несовершенная конкуренция

Термин «монополия» в буквальном смысле слова означает единственного продавца  товара. В современных условиях употребление этого термина вышло за рамки буквального понимания. В настоящее время он используется для обозначения различных разновидностей рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции.

Основными признаками монополизма являются монопольные цены и монопольные прибыли.

Монопольное положение фирмы может быть «естественным» (когда фирма владеет редкими, уникальными, не воспроизводимыми ресурсами), но может быть создано и искусственно (когда фирма использует организационные приемы). В конце XIX в. сферы возникновения монополий были ограничены, но постепенно процессы монополизации приобретают характер закономерности, что было обусловлено условиями производства, конкуренции, усилением организующего начала.

Анализируя проблему монополистической конкуренции, следует иметь в виду, что в условиях монополии существуют несколько видов конкуренции:

  • монопсония;

  • олигополия;

  • олигопсония;

  • дуополия;

  • билатеральная монополия.

Монопсония — тип рыночной структуры, когда существует монополия единственного покупателя определенного товара.

Ограничивая свои закупки, покупатель обеспечивает монопольную прибыль, поскольку продавец теряет часть доходов продавца. Монопсония рассматривается как составная часть несовершенной конкуренции.

Олигопсония — тип рыночной структуры, при которой существует группа покупателей определенного товара.

Ограничивая закупки товара, покупатели обеспечивают себе монопольную прибыль за счет потери части доходов продавцами. 

Олигополия — тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между бой преимущественно неценовую конкуренцию. 

Дуополия — тип рыночной структуры, при которой имеется только два поставщика определенного товара и между ними полностью отсутствуют монополистические соглашения о ценах, рынках сбыта, квотах производства. Дуополия — наиболее простой случай олигополии.

Билатеральная монополия (двухсторонняя монополия) — тип рыночной структуры, при которой возникает противоборство единого поставщика и единого (объединенного) потребителя (потребление электроэнергии, водоснабжение, газоснабжение).  

В условиях монополистической формы хозяйствования конкуренция носит весьма сложный характер.

  • Во-первых, в современных условиях монополия обладает довольно точной информацией о потребителях и потенциальных конкурентах.

  • Во-вторых, с помощью рекламы монополия оказывает существенное влияние на формирование спроса потребителей. Это обусловлено тем, что для крупных монополий реклама является более доступной.

  • В-третьих, монополия через каналы финансовых и политических связей оказывает воздействие на заказчика в лице государственных учреждений или на компанию-контрагента. Эти моменты, как правило, снижают уровень риска в процессе конкуренции и обеспечивают получение монопольной прибыли.

Совершенная конкуренция

Свободная конкуренция (совершенная) основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Связь между производителями осуществляется только через рынок. Обычно совершенно конкурентный рынок предполагает выполнение следующих условий:

  • объем производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;

  • реализуемые каждым производителем товары являются однородными;

  • покупатели хорошо информированы о ценах, и повышение производителем цен на товар означает снижение спроса на него;

  • какие-либо договоренности продавцов относительно цен на товары не допускаются, они действуют независимо друг от друга;

  • фирмы-производители могут свободно входить в отрасль и выходить из нее.

Соблюдение условий реализации обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния.

Преимущества рыночной конкуренции

  • способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых для общества товаров;

  • обусловливает необходимость гибкой реакции и быстрой адаптации производителей к изменяющимся условиям производства;

  • создает условия по оптимальному использованию научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрению новой техники и технологии, разработке более совершенных методов организации и управления производством;

  • обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;

  • нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей, на повышение качества товаров и услуг.

Недостатки рыночной конкуренции

  • рыночная конкуренция не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные, рыбные запасы морей и океанов);

  • отрицательно сказывается на защите окружающей среды;

  • не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дамбы, дороги, общественный транспорт);

  • не создает условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства;

  • не гарантирует право на труд, на доход, на отдых;

  • не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.