Рынок и условия его формирования (определение понятия «рынок»; эволюция взглядов на рынок; сущность рынка, его функции и роль в общественном производстве; типология рынка; рыночный механизм и его элементы)
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Рынок — это система отношений между продавцом (производителем услуг/товаров) и покупателем (потребителем услуг/товаров).
Рынок в экономической теории — это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.
Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Объясняется это тем, что появился рынок уже в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами становился более или менее регулярным, лишь приобретая форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и в определенное время. С развитием ремесла и городов торговля, рыночные отношения расширяются, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. Такое понимание рынка сохранилось и до наших времен как одно из значений слова.
С дальнейшим развитием товарного обмена, появлением денег, товарно-денежных отношений возникает возможность разрыва купли-продажи во времени и пространстве, и характеристика рынка только как места торговли уже не отражает реальность, ибо формируется новая структура общественного производства — сфера обращения, которая характеризуется обособлением материальных и трудовых ресурсов, затрат труда с целью выполнения определенных специфических для обращения функций. В результате возникает новое понимание рынка как формы товарного и товарно-денежного обмена (обращения).
Если рассматривать рынок со стороны субъектов рыночных отношений, то возникают новые определения:
рынок как совокупность покупателей.
С появлением товара «рабочая сила» рынок приобретает всеобщий характер, он все более проникает в само производство: покупка не только средств производства, но и рабочей силы становится условием производства.
Воспроизводственный аспект характеристики рынка весьма важен. Понятие «рынок» расширяется до понимания его как элемента воспроизводства совокупного общественного продукта, как формы реализации, движения основных составных частей этого продукта. Появляется такое определение рынка:
совокупность экономических отношений, с помощью которых осуществляется обращение общественного продукта в товарно-денежной форме.
Рынок сегодня рассматривают как тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования. Существуют два типа хозяйственных связей.
Можно выделить еще одно понимание рынка — как общественной формы организации и функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления без посреднических институтов, регулирующих деятельность производителей и потребителей, прямое и обратное воздействие на производство и потребление.
В последнее время все чаще появляются определения рынка как системы экономических отношений, возникающих на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного.
Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения, эквивалентности и конкурентности.
Сущность рынка — в главных его экономических функциях, выражающих основное назначение данной категории и отражающих ее сущность.
регулирующая. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Растет цена — сигнал к расширению производства, падает — сигнал к сокращению. В современных условиях экономика управляется не только «невидимой рукой», о которой писал еще А. Смит, но и государственными рычагами. Однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться во многом определяя сбалансированность экономики.
ценообразующая функция рынка возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги. Цена отражает полезность продукта и расхода на его производство.
стимулирующая функция осуществляется с помощью рыночных цен. В данном случае стимулируется эффективность экономики. Цены вознаграждают дополнительной прибылью тех, кто производит товары, наиболее нужные потребителям, кто совершенствует производство, увеличивает производительность, снижает затраты. Посредством цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение издержек на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг.
информирующая. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Сложившиеся цены сообщают предпринимателям о состоянии экономики.
посредническая. Состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей (продавцов) и потребителей товаров, предоставляя им возможность общаться друг с другом на экономическом языке цен, спроса и предложения, купли-продажи. В рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией приобретатель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.
оздоравливающая (санирующая). Рынок очищает экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности — от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм. И наоборот, общественно полезные и эффективно работающие предприятия процветают и развиваются.
социальная. Рынок дифференцирует производителей. Он предоставляет государству лучшие возможности для достижения социальной справедливости в национальной экономике, что не могло быть достигнуто в условиях тотального огосударствления.
Роль рынка в общественном производстве сводится к следующему:
Выдавать сигнал производству с помощью обратных «первичных» связей: что, в каком объеме и какой структуре следует производить.
Уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики.
Дифференцировать доходы товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса.
«Санитарная» роль рынка сводится к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств.
Типология рынка
Неразвитый: рыночные отношения носят случайный, чаще всего товарный (бартерный) характер. Но и здесь рынок способствует дифференциации членов общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров;
Свободный (классический): характеризуется неограниченным числом участников рыночных отношений и свободной конкуренцией между ними, абсолютно свободным доступом к любой хозяйственной деятельности всех членов общества, абсолютной мобильностью факторов производства, неограниченной свободой передвижения капитала, наличием у каждого участника абсолютно полной информации о рынке, абсолютной однородностью одноименных товаров. Ни один участок свободной конкуренции не способен оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами. Цены устанавливаются в ходе свободной конкуренции. Свободной рынок — это абстракция: всегда имело место регулирование рынка, т. к. условиям свободного рынка не отвечает никакая государственность;
Регулируемый: это результат цивилизации и гуманизации общества, когда государство стремится как-то смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но не настолько, чтобы свести на нет мотивацию к творческому, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности. Рынок может регулироваться с помощью своего собственного рыночного механизма, элементами которого являются конкуренция, прибыль, цена, спрос, предложение и т. д., а также государством прямо и косвенно через госзаказы, налоги и т. д.;
Деформированный: результат чрезмерного вмешательства государства в рыночные отношения. Основными чертами деформации рынка в условиях административно-командной системы хозяйства являются: отсутствие многочисленных рыночных субъектов, организующих свою хозяйственную деятельность на основе разных форм собственности; чрезмерная централизация в распределении товарных ресурсов и их движении, отсутствие самостоятельности в комм. деятельности и др. Стабилизировать отношения можно при наличии определенных условий. К ним относятся: наличие в экономике различных форм собственности; полнота и доступ к информации и др.
Рыночный механизм — это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров.
Основными элементами рыночного механизма считаются спрос, предложение, цена и конкуренция. Еще одно, более простое, определение гласит, что рыночный механизм представляет собой механизм взаимосвязи основных элементов рынка: спроса, предложения и цены.
Спрос — это обобщающий термин, описывающий фактических и потенциальных покупателей товаров. Спрос можно рассматривать как форму проявления потребностей людей, обеспеченных денежным эквивалентом.
Спрос выражает собой не всю совокупность потребностей, а лишь ту ее часть, которая подкреплена покупательной способностью людей, т. е. денежным эквивалентом. Можно иметь потребности, но не иметь денег, тогда нет особого смысла говорить о покупательском спросе.
Предложение — это обобщающий термин, используемый для описания поведения фактических и потенциальных производителей (продавцов) товаров.
Иногда предложение определяют как совокупность товаров с определенными ценами, которые находятся на рынке (или в пути) и которые могут или намерены продать производители (определение В. Видяпина и Г. Журавлевой). Таким образом, здесь предложение выступает как продукт, который находится на рынке или может быть доставлен на рынок.
Цена — денежное выражение стоимости (ценности) товара. Величина цены товара зависит от стоимости (ценности) самого товара, а также от соотношения спроса и предложения. Цены устанавливаются под воздействием ряда экономических законов, прежде всего, закона стоимости, в соответствии с которым, в основе цены лежат общественно необходимые затраты труда.
На величину цены влияет закон спроса и предложения. Механизм его действия на цену проявляется при несоответствии спроса и предложения товаров в сфере обмена.