Рынок и его функции

Оглавление

Субъекты рынка #Домашнее хозяйство #Фирма #Государственные органы
Функции рынка #Информационно-коммуникативная функция #Координация #Стимулирование #Решение фундаментальных вопросов #Согласование #Санация экономики
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

Понятие рынка

Рынок — совокупность экономических отношений производителей и потребителей товаров при помощи денег.

Рынок представляет собой  форму организации хозяйства, основанную на общественном разделении труда, при котором каждый производитель специализируется на выработке определенного продукта и обменивается с потребителями путем купли-продажи.

Следовательно, рынок предполагает взаимодействие продавцов и покупателей, то есть производителей и потребителей при установлении цены товара на основе спроса и предложения.

Субъекты рынка

Субъектами рынка являются домашние хозяйства, фирмы, государственные органы как рыночные агенты.

Домашнее хозяйство — рыночный субъект, владеющий ресурсами, и получающий от их использования доход.

Домашнее хозяйство представляет собой малую экономическую единицу, в которой один человек или группа лиц объединяет доходы, имеет общую собственность и сообща принимает экономические решения. Домашние хозяйства предлагают на рынке экономические ресурсы, как собственники этих ресурсов, для получения дохода, и предъявляют спрос на произведенные фирмами товары и услуги.

Фирма — рыночный субъект, покупающий ресурсы, производящий и продающий экономические блага.

Фирма представляет собой относительно малую экономическую единицу, которая производит товары, и услуги на основе предпринимательской деятельности путем соединения факторов производства для получения прибыли.

Государственные органы — это агенты, осуществляющие регулирование рыночных отношений.

Функции рынка

  • информационно-коммуникативная;

  • координация экономических связей;

  • стимулирование экономической активности;

  • решение фундаментальных вопросов экономики;

  • согласование общественных и личных интересов;

  • санация экономики.

Информационно-коммуникативная функция

Информационно-коммуникативная функция реализуется в процессе взаимодействия производителей и потребителей на рынке при формировании рыночной цены товара на основе спроса и предложения.

Коммуникация, или взаимодействие, осуществляется на основе ценового сигнала, то есть выбор экономических решений производителями и потребителями происходит на основе информации об уровне цен.

Координация экономических связей

Координация экономических связей в масштабе общества на основе ценового сигнала означает увеличение производства продукции, на которую повышается спрос потребителей, и уменьшение выпуска продукции, на которую спрос падает.

Стимулирование экономической активности

Стимулирование экономической активности производителей и потребителей происходит на основе сигналов об уровне цен. Производители повышают экономическую активность при росте цен на товары и услуги, потребители увеличивают количество покупок при снижении цен.

Решение фундаментальных вопросов экономики

Решение фундаментальных вопросов экономики: Что производить? Как производить? Для кого производить? осуществляется в процессе экономического выбора производителей и потребителей товаров и услуг на основе ценовых сигналов.

Согласование общественных и личных интересов

Согласование общественных и личных интересов происходит в процессе увеличения выпуска продукции, необходимой обществу, удовлетворения потребностей общества и каждого человека, насыщения рынка и роста доходов.

Санация экономики

Санация экономики осуществляется на основе стимулирования эффективного хозяйствования, рационального использования ограниченных ресурсов общества. Фирмы и предприятия, которые хозяйствуют неэффективно, производят продукцию с высокими издержками, не выдерживают ценовой конкуренции на рынке и покидают процесс производства.