- ГЛАВНАЯ >
- ПРЕДМЕТЫ >
- ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ >
- РЫНОК И ЕГО ФУНКЦИИ
Рынок и его функции
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Понятие рынка
Рынок — совокупность экономических отношений производителей и потребителей товаров при помощи денег.
Рынок представляет собой форму организации хозяйства, основанную на общественном разделении труда, при котором каждый производитель специализируется на выработке определенного продукта и обменивается с потребителями путем купли-продажи.
Следовательно, рынок предполагает взаимодействие продавцов и покупателей, то есть производителей и потребителей при установлении цены товара на основе спроса и предложения.
Субъекты рынка
Субъектами рынка являются домашние хозяйства, фирмы, государственные органы как рыночные агенты.
Домашнее хозяйство — рыночный субъект, владеющий ресурсами, и получающий от их использования доход.
Домашнее хозяйство представляет собой малую экономическую единицу, в которой один человек или группа лиц объединяет доходы, имеет общую собственность и сообща принимает экономические решения. Домашние хозяйства предлагают на рынке экономические ресурсы, как собственники этих ресурсов, для получения дохода, и предъявляют спрос на произведенные фирмами товары и услуги.
Фирма — рыночный субъект, покупающий ресурсы, производящий и продающий экономические блага.
Фирма представляет собой относительно малую экономическую единицу, которая производит товары, и услуги на основе предпринимательской деятельности путем соединения факторов производства для получения прибыли.
Государственные органы — это агенты, осуществляющие регулирование рыночных отношений.
Функции рынка
информационно-коммуникативная;
координация экономических связей;
стимулирование экономической активности;
решение фундаментальных вопросов экономики;
согласование общественных и личных интересов;
санация экономики.
Информационно-коммуникативная функция
Информационно-коммуникативная функция реализуется в процессе взаимодействия производителей и потребителей на рынке при формировании рыночной цены товара на основе спроса и предложения.
Коммуникация, или взаимодействие, осуществляется на основе ценового сигнала, то есть выбор экономических решений производителями и потребителями происходит на основе информации об уровне цен.
Координация экономических связей
Координация экономических связей в масштабе общества на основе ценового сигнала означает увеличение производства продукции, на которую повышается спрос потребителей, и уменьшение выпуска продукции, на которую спрос падает.
Стимулирование экономической активности
Стимулирование экономической активности производителей и потребителей происходит на основе сигналов об уровне цен. Производители повышают экономическую активность при росте цен на товары и услуги, потребители увеличивают количество покупок при снижении цен.
Решение фундаментальных вопросов экономики
Решение фундаментальных вопросов экономики: Что производить? Как производить? Для кого производить? осуществляется в процессе экономического выбора производителей и потребителей товаров и услуг на основе ценовых сигналов.
Согласование общественных и личных интересов
Согласование общественных и личных интересов происходит в процессе увеличения выпуска продукции, необходимой обществу, удовлетворения потребностей общества и каждого человека, насыщения рынка и роста доходов.
Санация экономики
Санация экономики осуществляется на основе стимулирования эффективного хозяйствования, рационального использования ограниченных ресурсов общества. Фирмы и предприятия, которые хозяйствуют неэффективно, производят продукцию с высокими издержками, не выдерживают ценовой конкуренции на рынке и покидают процесс производства.