... > Экономическая теория > Собственность и управление

Собственность и управление

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

управление собственностью первобытном обществе рабовладельческом строе феодализме капитализма государство самоуправление Прямая демократия представительной демократии
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Управление осуществляется специально обученными людьми и имеет целью обеспечение эффективного функционирования субъектов хозяйствования, в качестве которых выступают: домашнее хозяйство, мелкий бизнес, фирмы, корпорации, государство. Указанные субъекты хозяйствования выступают одновременно и объектами собственности. Значит, с данной точки зрения управление собственностью — это процесс управления деятельностью субъектов хозяйствования.

Между тем сводить управление собственностью исключительно к управлению субъектами хозяйствования не следует, ибо существуют разные уровни управления собственностью, низшей ступенью в иерархии которой как раз и выступает управление субъектами хозяйствования.

Если говорить об управлении собственностью вообще, следует определить характерные черты данного процесса. Они же прежде всего зависят от той экономической системы, того способа производства и той общественно-экономической формации, в которой осуществляется управление собственностью.

Исходя из этого, в первобытном обществе действовал один механизм управления собственностью, который базировался на общественном принципе отношения к объектам собственности (природным ресурсам) и коллективном потреблении добытых и произведенных благ.

При рабовладельческом строе отношения собственности базировались на частной собственности со стороны рабовладельца на раба как главное средство производства. Рабовладельцу принадлежал (присваивался им) и продукт, производимый рабом, кроме, конечно, той его части, которая шла на его содержание.

При феодализме отношения собственности меняются. Субъектами собственности здесь выступают феодалы, церковь и верховный правитель страны. Главным объектом собственности выступает земля, возведенные на ней строения и земельные угодья. В отличие от раба крестьянин уже не выступает собственностью феодала, но за последним закрепляется право владения им и членами его семьи. Крестьянин находился в юридической зависимости от феодала. Устанавливалась также ступень зависимости между разными уровнями феодальных собственников — вассалитет. В соответствии с этим собственник низшего ранга должен был выплачивать дань вышестоящему феодалу, выполнять при нем воинскую и иные повинности.

В условиях капитализма производитель юридически свободен. Он становится собственником такого ресурса, как труд, который он предоставляет в пользование (с целью потребления) предпринимателю, получая за это заработную плату. В данном обществе сохраняется и приумножается собственность на ресурсы, факторы производства.

Здесь возникают такие формы доходов, как процент, дивиденд, рента, которые модифицируют отношения собственности. Таким образом, характер экономической системы создает свой, ей присущий, тип управления собственностью.

Каждая из форм собственности вырабатывает свои подходы к управлению объектами собственности. Так, в пределах государственной собственности могут применяться такие методы управления собственностью, которые не совсем могут подходить для кооперативной собственности, и наоборот, частная собственность реализуется в одних экономических формах, а общественная — в других.

Государственное управление собственностью

Общую методологию управления собственностью устанавливает государство. Оно определяет механизм хозяйствования вообще и в пределах каждой формы собственности — в частности. Проводя политику антимонопольного законодательства или льготного налогового обложения, государство стимулирует развитие малого бизнеса. Осуществляя меры по разгосударствлению и приватизации собственности, правительство способствует усилению частного сектора в экономике. Акционирование предприятий усиливает демократический принцип управления собственностью, а национализация ведет к расширению методов государственного управления экономикой. Отсутствие законодательства о свободной продаже земли сдерживает развитие частного предпринимательства в сельском хозяйстве. Это говорит о необходимости создания комплексной системы государственного управления собственностью.

Самоуправление

Степень зрелости собственности зависит от того, насколько демократична система управления ею, в какой мере население страны участвует в органах управления народным хозяйством.

Вовлечение населения в управление собственностью определилось как самоуправление.

Самоуправление развертывается на уровне бригады и цеха, предприятия, фирмы и региона, народного хозяйства в целом. Здесь действуют два принципа — прямой демократии и представительной демократии.

Прямая демократия используется непосредственно на производстве: фирмой или корпорацией управляет директорат, акционерным обществом — собрание (правление) акционеров, для решения каких-то важных хозяйственных или управленческих решений собирается совет уполномоченных, куда делегируют своих представителей отдельные хозяйствующие звенья экономики, их отделы или подотделы.

Принцип представительной демократии имеет место тогда, если коллективы работников делегируют свои полномочия специально созданным органам или учреждениям. Эти органы могут носить как чисто хозяйственный статус (совет колхозов, союз предпринимателей, общество кооператоров и арендаторов), так и статус государственного учреждения (министерство строительства, комитет по науке и технике, губернское управление и т. д.).

Государство должно контролировать работу органов представительного самоуправления, ибо всегда есть опасность их превращения в бюрократические учреждения, порвавшие связь с населением, участвовавшим в избрании представительного состава подобных государственных институтов управления.