Специализация и сравнительные преимущества в международной торговле
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Международная торговля представляет собой обмен товарами и услугами между странами посредством импорта и экспорта.
Международная торговля может иметь положительное значение, как для сферы производства, так и для сферы потребления.
Она дает странам возможность ввозить некоторые товары и услуги, если это будет дешевле, чем производить их внутри страны.
Страны также могут получать некоторые продукты и ресурсы, которые в противном случае были бы практически недоступны из-за неспособности внутренних производителей предложить их (например, редкие виды сырья, высокотехнологичная продукция).
Международная торговля способствует повышению эффективности производства, так как стимулирует перемещение ресурсов из тех отраслей, продукцию которых выгоднее замещать импортом, в те отрасли, где страна имеет сравнительные преимущества перед своими торговыми партнерами.
Именно сравнительные преимущества в производстве определённых благ, которыми обладают страны, обеспечивают основу международного разделения труда, а, следовательно, и международной торговли.
Страна, участвующая в международной торговле, обладает сравнительным преимуществом, если она может произвести какой-либо товар с меньшими относительными издержками, чем другие страны. Практически все страны обладают сравнительными преимуществами.
Различия между странами в сравнительных преимуществах зависят в первую очередь:
от обеспеченности страны основными ресурсами (природными ресурсами, трудом и капиталом);
от степени экономического развития (уровня дохода на душу населения, общего уровня затрат и цен, уровня развития науки и техники, образования, здравоохранения и т. д.).
Проявляются же эти различия:
в различных структурах издержек, то есть в ценовой конкурентоспособности;
в различных уровнях мастерства, то есть в конкурентоспособности, связанной с дифференциацией продукции.
Степень доступности ресурсов и квалификация работников определяют ассортимент товаров и услуг, которые страна технически способна производить. Относительные затраты (издержки), цены и факторы дифференциации продукции определяют ассортимент товаров и услуг, которые экономически выгодно производить в стране, поскольку в производстве именно этих товаров и услуг страна имеет сравнительные преимущества перед другими странами.