... > Экономическая теория > Сущность агропромышленного производства

Сущность агропромышленного производства

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Агропромышленное производство растениеводство животноводство принцип равных условий возмещения политика «ножниц цен» нормализации ценового соотношения протекционистскую политику
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Внешне агропромышленное производство выступает как простая сумма отраслей сельского хозяйства и промышленности. На самом деле — это сложная категория, имеющая большое теоретическое и практическое значение.

Агропромышленное производство представляет собой совокупность взаимосвязанных отраслей, занятых производством сельскохозяйственной продукции, ее переработкой, хранением и доведением до потребителя.

Агропромышленное производство — это процесс совместного изготовления материальных благ и услуг или процесс совместного использования рабочей силы, машин, оборудования в сочетании с природными ресурсами и материалами для изготовления продуктов и оказания услуг.

Интеграция сельского хозяйства и промышленности ориентирована на единую цель. Это удовлетворение всевозрастающих потребностей людей в продуктах питания. Основным связующим звеном агропромышленного производства выступает земледелие, в котором органически соединены растениеводство и животноводство. Однако всевозрастающая часть продукции земледелия проходит стадию промышленной переработки. Иначе говоря, преобладающая часть конечной продукции поступает потребителю через рынок не из земледелия, а из отраслей пищевой и легкой промышленности.

В настоящее время рыночные отношения становятся существенным фактором экономической эффективности каждой отрасли, каждого звена агропромышленного производства.

В межотраслевых отношениях определяющим должен быть принцип равных условий возмещения производителю, субъекту хозяйствования затрат общественно необходимого труда, воплощенного в предметах обмена. Речь идет не об обмене каждой отрасли с обществом (государством), а о межотраслевом обмене. Государство присваивает для общественных нужд определенную часть создаваемого в каждой отрасли чистого дохода. А межотраслевой обмен не может осуществляться иначе, как на основе эквивалентности, равноценности. Только в таком случае гарантируются равные для всех условия возмещения издержек производства и накопления.

Однако в межотраслевом обмене не всегда соблюдается эквивалентность. Нередко цены на промышленные товары, поставляемые сельскому хозяйству, выше, по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию. Это на практике известно как политика «ножниц цен».

Ценовая дискриминация между сельскохозяйственной и промышленной продукцией — одна из главных причин спада сельскохозяйственного производства в последние годы. Решение проблемы — в нормализации ценового соотношения на предметы межотраслевого обмена, в первую очередь — в снижении цен на продукцию отраслей промышленности и производственной инфраструктуры. Нужно совершенствовать как хозяйственный механизм агропромышленного производства в целом, так и систему межотраслевого взаимодействия. Экономическое стимулирование должно быть направлено на ориентацию всех отраслей на максимизацию конечного продукта при оптимизации отраслевых экономических результатов. Принципиально новые подходы необходимо находить и в организации производства, и особенно в оплате труда работников.

Надо проводить сильную протекционистскую политику по защите интересов производителей сельскохозяйственной продукции и одновременно их поддержки. Развитые страны ограничивают или даже запрещают импорт сельскохозяйственной продукции посредством таможенных пошлин, тарифов и квот в целях защиты своих национальных производителей.

Важнейшим фактором государственной поддержки товаропроизводителей на селе должна стать система мер, препятствующих перераспределению доходов из сельского хозяйства.

Для этого в масштабах страны, как рекомендуют экономисты, необходимы реальные и достаточно жесткие меры в отношении естественных монополистов: транспортников, энергетиков, производителей и поставщиков топлива и горюче-смазочных материалов. Их прибыль, полученная в результате роста цен, превышающего планируемый для всей экономики индекс инфляции (который нужно утвердить официально), следует полностью изымать в бюджет. Такие же меры предлагают применить и на региональном уровне в отношении местных монополистов в сфере переработки сельскохозяйственной продукции и торговли. Также рекомендуют проводить политику поддержки образования сельских кооперативов в сфере закупки средств производства и в сфере реализации сельскохозяйственной продукции, а также политику поощрения развития разнообразных каналов сбыта сельскохозяйственной продукции, в том числе и за пределы региона.