Сущность и функции рынка. Виды рынка. Преимущества и несовершенства рынка

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

рынок Ценообразующая Информационная Регулирующая Посредническая Санирующая
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

В общем виде, понятие рынок — это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. 

В экономической теории термин «рынок» имеет несколько значений, но основное его значение таково: рынок — это механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ.

Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевые вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций:

Ценообразующая функция

В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.

В отличие от административно-командной системы в рыночной экономике эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рода итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ.

Информационная функция

Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. 

Регулирующая функция

Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена — сигнал к расширению производства; падает цена — сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.

Посредническая функция

Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика; продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку наиболее устраивающим его покупателем.

Санирующая функция

Это очищение экономики от неконкурентоспособных и слабых участников рынка, банкротство неэффективных участников.

Выделяют следующие виды рынков:

  1. Рынок продовольственных товаров — используется для торговли продуктами питания и продовольствием.

  2. Рынок промышленных товаров — применяется для приобретения товаров народного потребления.

  3. Рынок услуг — здесь приобретают бытовые, жилищно-коммунальные и услуги по перевозке.

  4. Рынок недвижимости — используется для проведения сделок по купле-продаже недвижимости.

  5. Рынок средств производства — продажа средств производства.

  6. Рынок денег — продажа и покупка валют, ценных бумаг или фондовый рынок.

  7. Рынок капитала и инвестиций — средства для строительства, расширения и проведения реконструкции.

  8. Рынок рабочей силы — на данном рынке продается и покупается рабочая сила.

  9. Рынок инноваций — на нем ведется торговля техническими и экономическими изобретениями.

К преимуществам рынка относится:

  • эффективное распределение ресурсов — рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров;

  • гибкость, высокая адаптивность (приспособляемость) к изменяющимся условиям.

  • оптимальное использование результатов научно-технического прогресса. Стремясь максимизировать прибыль, предприниматели идут на риск, разрабатывают и производят новые товары, внедряют в производство новейшие технологии, что позволяет им иметь временные преимущества перед конкурентами;

  • свободу выбора и действий потребителей и производителей. Они независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, найме рабочей силы и т. п.;

  • способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг.

Но рынок имеет и негативные стороны:

  • не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

  • не имеет экономического механизма защиты окружающей среды; только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в создание разного рода экологически чистых производств;

  • не создает стимулы для производства товаров коллективного пользования – таких, как пожарная охрана, дорожная разметка, уличное освещение, армия, полиция и т. д.;

  • не гарантирует право на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода. Экономическим субъектам приходится самим принимать решения, чтобы изменить свое материальное положение. Рынок воспроизводит существующее неравенство;

  • не обеспечивает самоокупаемость фундаментальных исследований в науке;

  • подвержен нестабильному развитию с присущими этому инфляционными процессами и безработицей.

Решение перечисленных выше проблем, решить которые рыночная система не в состоянии, берет на себя государство.