... > Экономическая теория > Теории экономических систем

Теории экономических систем

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

общественно-экономическую формацию (ОЭФ) У. Ростоу традиционное индустриальное Д. Белла Доиндустриальное постиндустриальное формационный подход цивилизационным
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

В марксистской экономической теории основными элементами экономической системы являются производительные силы и производственные отношения. Производительные силы и производственные отношения вместе образуют экономический базис общества, от которого зависит политический, идеологический и другие виды надстройки.

Экономический базис и надстройка вместе взятые образуют общественно-экономическую формацию (ОЭФ).

В эволюции ОЭФ можно выделить пять ступеней — первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

Смена формаций объясняется следующим образом. Производительные силы — активный элемент экономического способа производства. Они постоянно развиваются, но для их развития необходимы соответствующие экономические отношения, формирующие организационную структуру управления и хозяйственный механизм. Экономические отношения являются пассивным, консервативным элементом экономической системы. Поэтому развитие производительных сил опережает существующие формы производственных отношений и последние на определенном этапе начинают тормозить это развитие. Противоречие между производительными силами и производственными отношениями могут достигнуть конфликта, в результате чего происходят социальные революции, т. е. смена ОЭФ.

При смене формации радикально изменяются экономические отношения, что расширяет возможности развития производительных сил.

В ХХ в. формационный подход к эволюции экономических систем неоднократно подвергался критике. Так, немецкий экономист В. Ойкен отверг типологизацию общественно-экономических формаций по К. Марксу как неверную и предложил свести все типы экономических систем к трем:

  • системе менового хозяйства, или рыночной экономике;

  • системе регулируемого рыночного хозяйства;

  • системе центрально управляемого хозяйства.

Теория стадий экономического роста У. Ростоу

Американский социолог и политический деятель У. Ростоу создал теорию стадий экономического роста, в соответствии с которой экономическую систему любой страны в прошлом или настоящем можно отнести к одной из пяти последовательно сменяющих друг друга стадий экономического роста, в основе смены которых лежит процесс развития техники и производства. Этими стадиями являются:

  • традиционное общество;

  • переходное общество;

  • стадия решающего сдвига;

  • индустриальное общество;

  • стадия массового потребления.

Основные формы общества по У. Ростоу — это традиционное и индустриальное. Остальные стадии являются переходными. Каждая стадия определяется взаимодействием технико-экономических, идеологических и психологических факторов. 

Смена стадий происходит в связи с изменениями в ведущей группе отраслей и уровне накопления (той части доходов, которая идет на развитие производства).

  1. На первой стадии господствует сельское хозяйство и низкий уровень производительности труда, норма накопления очень низка или отсутствует. Вторая и третья стадии не имеют четкого разграничения.

  2. На второй создаются предварительные условия для индустриализации, развивается инфраструктура производства.

  3. На третьей начинается быстрое развитие промышленности, происходит промышленный переворот. Однако потребление ограничено из-за нужд индустриализации. Норма накопления очень высока. На третьей и четвертой стадиях очень высоки темпы экономического роста.

  4. На четвертой стадии рост производства постепенно обгоняет рост населения, машинное производство получает всеобщее распространение. Ведущее место в экономике начинают занимать отрасли тяжелой промышленности. Достигнув технической зрелости, общество вступает в стадию массового потребления.

  5. На этой (пятой) стадии капиталы становятся избыточными, происходят технические революции, повышается благосостояние населения, но темпы экономического роста и норма накопления снижаются. Ведущей группой отраслей выступают производства, выпускающие предметы потребления длительного пользования.

Теория У. Ростоу получила распространение в 60-е гг. ХХ в., а в 70-е гг. Ростоу предложил дополнить эту теорию шестой стадией роста, которую он назвал стадией «поиска качества жизни».

Теория Д. Белла

Близкая теория выдвинута в начале 70-х гг. американским социологом Д. Беллом в работе «Приход постиндустриального общества». Он подчеркивал, что понятия «феодализм», «капитализм» и «социализм» представляют собой в интерпретации К. Маркса последовательность теоретических моделей, построенных на основе отношений собственности. А поскольку собственность — лишь юридическая фикция, Д. Белл считал такой подход неправильным. Он противопоставил формационному свой подход. Социально-экономические изменения, по Д. Беллу, происходят вместе с изменениями в производстве и использовании научно-технических знаний. Общество движется от доиндустриального к индустриальному и затем — к постиндустриальному.

«Доиндустриальное общество» отличается неразвитыми производительными силами, необходимостью непосредственного обращения к природе как источнику общественных ресурсов существования.

«Индустриальное общество» организовано на основе машинно-промышленного производства. По первым двум стадиям у Д. Белла нет принципиального расхождения с У. Ростоу.

Но Д.Белл выделяет еще одну стадию, которую он называет постиндустриальное общество и которая характеризуется следующими отличительными признаками:

  1. центр тяжести перемещается с производства товаров к производству услуг;

  2. важнейшую роль в экосистеме играют научные знания и нововведения;

  3. главное место в профессиональной структуре принадлежит специалистам.

Понятия «индустриальное общество» и «постиндустриальное общество» прочно вошли в современный лексикон как отражение специфических характеристик экономических систем развитых стран в ХХ в.

Вместе с тем Реймон Арон и Джон Гэлбрейт считают «индустриальным обществом» в полном смысле слова только экономику ХХ в. В современной экономической системе они выделяют две подсистемы — рыночную и индустриальную. Первая являлась преобладающей в ХIХ в. и представляла собой совокупность мелких частных предприятий. В ХХ в. эта подсистема занимает второстепенное положение. Главное место принадлежит индустриальной системе — совокупности крупных корпораций. Основными чертами этой подсистемы, а значит, экономической системы ХХ в. являются организация, планирование, контроль над производством и потреблением. В мелком производстве с несложной производственной структурой и управлением экономическая власть принадлежит собственникам капитала. А при господстве крупных корпораций экономическая власть собственников капитала (владельцев акций) часто — лишь формальность. В значительной степени эта власть переходит в руки техноструктуры — управляющих корпорациями, инженеров, экономистов, юристов, ученых и др.

Американский экономист А. Хансен охарактеризовал экономическую систему послевоенного периода как систему, в которой осуществлен переход от индивидуалистической экономики к смешанной частно-государственной с упором на социальное благосостояние. Пол Самуэльсон тоже характеризует экономику развитых стран как смешанную систему свободного предпринимательства, экономический контроль в которой осуществляется со стороны как общества, так и частных институтов.

В начале 90-х гг. в рамках журнала «Мировая экономика и мировые отношения» прошла экономическая дискуссия об отношении к формационной теории. Было высказано мнение о том, что формационный подход к эволюции общества содержит черты и характеристики, делающие его непригодным в качестве универсального метода объяснения исторического процесса. Эта схема — лишь отголосок дарвиновской теории эволюционного прогрессивного развития форм жизни от низших к высшим. Культура народа (совокупность традиций, норм поведения, взглядов, идей, эстетических, этических, политических мировоззрений и др.) — это не приложение к базису, не его порождение, а самостоятельный результат деятельности общества, который оказывает сильное воздействие на базис, так как в истории именно изменения в сознании опережали изменения в производственных отношениях, служили базой для этих изменений. Поэтому неверной является абсолютизация любой стороны жизни общества — материальной или духовной. Совокупность всех форм жизнедеятельности общества в их единстве и неразрывности есть цивилизация. Поэтому предлагается заменить формационный подход цивилизационным, т. е. подходом с позиций общечеловеческих интересов и ценностей. Запад сегодня, как отметили участники дискуссии, — это не просто географическое понятие и даже не синоним понятия «капитализм». Это — выражение того высшего на сегодняшний день экономического, научно-технического и демократического уровня развития, без достижения которого ни одно общество не может считаться современным.