Типы экономических систем
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Экономическая система может рассматриваться и анализироваться на разных уровнях:
на уровне фирмы (предприятия);
макроэкономики;
мировой экономики.
Для каждого уровня могут быть определены свои характерные черты, обусловленные спецификой функционирования субъекта хозяйствования, производственной системой или подсистемой. Но могут быть и общие черты, характеризующие как экономическую систему в целом, так и ее отдельные звенья. Так, чертой экономики может служить ее открытость или закрытость внешнего воздействия.
Если национальная экономика и ее звенья активно включаются в систему международных экономических связей, такая экономическая система считается открытой. Открытой является фирма, участвующая в кооперации труда, осуществляющая научно-техническое, торговое или иное сотрудничество с другими фирмами, корпорациями и т. д. Если система замкнута на внутренних ресурсах производства и ограничивается внутренним потреблением, она является закрытой системой. Можно сказать, что закрытой по отношению к мировому хозяйству была мировая социалистическая система хозяйства, ибо сотрудничество в ней замыкалось рамками самой системы. Замкнутыми бывают отдельные производства, что особенно характерно для предприятий военно-промышленного комплекса, сферы освоения космического пространства. Отчасти закрытыми являются предприятия, когда это касается использования технических и научных новшеств.
Экономическая система может быть рыночной и командной.
Под рыночной экономикой понимается такая система хозяйствования, при которой движение ресурсов, технология производства, распределение, обмен и потребление созданных благ осуществляются при помощи рыночного механизма.
При командной экономике хозяйственные процессы планируются и регулируются государственными координирующими органами.
В экономике могут сочетаться различные элементы систем, тогда можно говорить о смешанной экономике. Рассмотрим эти типы экономических систем.
Чистый капитализм
Во многом чистый капитализм является идеальным типом экономической системы. Он предполагает частную собственность на ресурсы, свободную конкуренцию на рынке товаров и столь же свободное установление цен на продукцию под воздействием спроса и предложения. Laissez faire — так характеризовал подобную ситуацию на рынке А. Смит, что означает в буквальном смысле «пусть идет, как идет» или «пусть идет своим чередом».
В данной системе на рынке сталкивается множество продавцов и множество покупателей, каждый из которых руководствуется своими корыстными целями и интересами. И результат их деятельности зависит от объема предлагаемых на рынке производственных ресурсов, численности и состава трудовых ресурсов и, естественно, от величины спроса на производимую продукцию.
Экономическая власть на рынке в этих условиях весьма рассеяна, никто из субъектов рынка не может ущемить интересы друг друга: только ограниченность ресурсов, конкуренция производителей и потребителей могут выступать теми реальными факторами, с которыми приходится считаться субъектам рыночных отношений. Представители классического и неоклассического направлений в экономической теории считают, что именно в условиях чистого капитализма или капитализма свободной конкуренции может быть обеспечено наиболее рациональное потребление ресурсов и целесообразное функционирование системы.
Государство в этой системе не должно вмешиваться в экономическую жизнь. Его задача должна быть сведена к тому, чтобы гарантировать право частной собственности, не допускать посягательства на нее, правительство обязано соблюдать строгий правовой порядок в обществе, наконец, следить за количеством находящейся в обращении денежной массы, дабы избегать инфляции, нарушающей механизм рыночного обращения. Примерно такому состоянию соответствовала экономика эпохи домонополистического капитализма.
Однако в начале констатировался тезис, что подобное состояние экономической системы является во многом идеальным. Дело в том, что в период становления капитализма длительное время ощущалось давление пережитков предшествовавшей феодальной системы хозяйства. Речь идет о цеховых ограничениях, гнете ростовщического капитала, отсутствии инфраструктуры рынка, сословных пережитках и т. д., что не позволяло рыночную конкуренцию сделать действительно свободной. В последующем на рынке начали сталкиваться две силы — экономическая мощь государства и система индивидуального предпринимательства, стремящаяся к экономической независимости своих субъектов. Последнее слово осталось за государством, оно все активнее вмешивалось в хозяйственную жизнь.
Тенденции к объединению все ощутимее начали проявляться и среди ранее свободных индивидуальных собственников. С появлением монополии регулирование экономики превратилось в объективную необходимость. Поэтому о чистом капитализме, капитализме свободной конкуренции можно (по крайней мере теперь) рассуждать как об идеальном типе экономической системы.
Командная экономика
В зарубежной экономической литературе к командной экономике относится социалистическая (коммунистическая) система хозяйства. Считается, что она является альтернативной свободной рыночной экономике, ибо при чистом капитализме хозяйственное развитие регулирует рыночный механизм с его конкуренцией и свободным формированием цен, а при командной объем производства, его структура, размеры потребления и уровень цен устанавливаются централизованно, посредством государственного планирования.
Общегосударственное планирование распределения ресурсов, четкая координация выполнения планов возможны благодаря господству общественной собственности на средства производства и создаваемые блага и услуги. Планы доводятся как до национальной экономики в целом, так и до региональных структур и отдельно взятых предприятий. Процесс составления планов включает два встречных движения: снизу вверх и сверху вниз. Первоначально планы разрабатываются первичными звеньями экономики. В основу закладываются достижения и механизм функционирования производства прошлых лет. Эти планы передаются вышестоящим структурам, где они взаимоувязываются и как единый план министерств или ведомств адресуются государственным плановым органам. Названные планы в свою очередь проходят корректировку и взаимоувязку, после чего утверждаются как единый общегосударственный план социально-экономического развития, обязательный для выполнения всеми структурными звеньями экономики. Движение процесса составления и корректировки плановых заданий снизу вверх обеспечивает демократический принцип планирования, а сверху вниз — централизм в планировании.
Как процесс составления плана, так и его реализация предполагают использование инструментов рыночного механизма. Это касается роли денег в обращении товаров и движении ресурсов, ценообразования на товары и услуги, развития инфраструктуры рынка и т. д. Важным здесь считается то, чтобы рыночный механизм не выступал регулятором установления народнохозяйственных пропорций и определения уровня цен.
Плановая (командная) экономика имеет свои положительные и негативные стороны. С одной стороны, она позволяет четче учесть производственные ресурсы и распределить их по сферам экономики и регионам страны, а с другой — не в состоянии обеспечить их рациональное использование, ибо ни один государственный орган управления не в состоянии четко определить запросы в ресурсах каждого производства. С учетом этого формируются общественные запросы к централизации экономической деятельности или к свободе рыночных отношений. Хотя чрезмерная централизация считается свойством социалистической системы хозяйства, тем не менее ныне развитые и развивающиеся страны время от времени прибегают к жесткому государственному регулированию экономики. Так, к весьма ужесточенному регламенту использования экономического механизма мир капитализма вынужден был обратиться в период «великой депрессии» 1929-1933 гг., повергшей производство в глубокий экономический кризис. Не избегают отдельные страны жесткой централизации механизма хозяйствования и в период благоприятной хозяйственной конъюнктуры. Наиболее типичны здесь такие страны, как Южная Корея, Индия, Египет и др. А вообще механизм планового регулирования экономики в настоящее время используется по существу всеми цивилизованными государствами.
Традиционная экономика
Этот тип присущ отсталым в экономическом отношении странам. Организация производства, его структура, ритм экономической жизни базируются здесь на освященных историей обычаях и традициях. Наследственные привычки, общественные роли и статусы предопределяют устои экономической жизни и социальной деятельности. Этнические и кастовые преграды препятствуют распространению научного и технического прогресса. С учетом этого разные общества используют неоднозначные институты для решения проблемы редкости ресурсов и максимизации достигаемых результатов. То, что выгодно в одной стране, становится непригодным в другой. Весьма неравномерно распространение редких ресурсов по территории нашей планеты. Страны Ближнего Востока богаты нефтью, что позволяет им аккумулировать огромные общие доходы, в то время как распределение их происходит крайне неравномерно. Формируется чрезмерная бедность одной части населения и богатство на другом полюсе общества. В результате общество, весьма богатое естественными ресурсами, испытывает недостаток в трудовых, природных и других ресурсах. Население трудоспособного возраста может быть в избытке, но в силу нищеты и бесправия оно безграмотно, стоит в стороне от мировой культуры и не в состоянии распоряжаться естественными и созданными людьми экономическими ресурсами. Дело усугубляется тем, что во многих странах весьма распространены коррупция и взяточничество. Произвольно формируется налоговая система. Она является льготной для богатых слоев населения, но разорительной для бедных. Политические решения обычно принимаются в угоду «сильным» державам, а не в интересах национальной экономики. Эти особенности десятилетиями и столетиями давлеют над социально-экономическими преобразованиями многих стран, препятствуя продвижению к цивилизованным экономическим системам.
Смешанные системы
Рассмотренные типы экономических систем в абсолютной и подавляющей форме нигде не проявляются, они выступают, в зависимости от сложившихся условий, преобладающими в тех или иных странах. Так, своеобразной «лабораторией» чистого капитализма считается США, а страной «классического» регулируемого капитализма — Великобритания. «Образцом» командной экономики определялся бывший Советский Союз, а к традиционной экономике относятся страны Африканского континента, Ближнего и Среднего Востока. В большинстве же стран мира тесно переплетаются элементы разных экономических систем хозяйствования, что позволило определить в качестве самостоятельного типа экономической системы смешанную экономику.
К смешанной относится экономика, базирующаяся на предприятиях и структурах, относящихся к разным типам и видам собственности и использующих разнообразные формы хозяйствования. Классический образец смешанной экономики был использован в нашей стране в 20-е гг., где в народном хозяйстве функционировало пять общественно-экономических укладов:
социалистический;
частнокапиталистический;
государственно-капиталистический;
мелкотоварный;
патриархальный.
Социалистический уклад базировался на общественной собственности; частнокапиталистический представлял чистый капитализм или свободное рыночное хозяйство; госкапитализм, как и социалистический уклад, олицетворял командную экономику, только один из них — частную, а другой — общественную; мелкотоварный уклад в основном относился к свободной рыночной экономике, но нес на себе «груз» традиционной; патриархальное хозяйство целиком связано с традиционной экономикой. Связующим звеном в этой сложной и весьма противоречивой системе хозяйства выступал рыночный механизм.
Смешанной экономикой является национальное хозяйство современных цивилизованных стран, ибо оно неоднородно по своей социально-экономической структуре. Так, в США, Великобритании, Франции, Германии и других странах есть государственные предприятия, мощные частные корпоративные объединения, частные фирмы, весьма распространен малый бизнес. Эти сферы экономики находятся под государственным воздействием и регулированием, но взятые в совокупности они образуют смешанное хозяйство. Одновременно неоднородность государственного, негосударственного и домашнего хозяйства позволяет говорить о современной смешанной экономике как о многосекторной. Многосекторность и многопрофильность — это не только наличие многих равноправных секторов и типов хозяйства, но и их взаимодействие между собою. Это взаимодействие в экономике реализуется государством, частными корпорациями и рынком.
Смешанной экономика выступает в административно-хозяйственном отношении. Национальное хозяйство даже малых государств неоднородно, оно состоит из различных региональных структур, отличающихся не только профилем деятельности. В результате в пределах национального хозяйства не избежать комбинирования методов и принципов управления производством. В свою очередь методы и формы государственного регулирования влияют не только на отдельные секторы хозяйства, но и на содержание и размеры самого государственного сектора.
Формирование и развитие смешанной экономики осуществляется за счет возникновения смешанных производственных структур. Речь идет о создании государственно-частных предприятий, о совместных предприятиях, складывающихся на базе национальных и иностранных производств. Они также требуют особого подхода при их включении в общий народнохозяйственный организм. Поэтому будущее экономического развития следует связывать со смешанной экономикой.