Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике

Оглавление

#Чистая монополия #закрытая #открытая #естественная #организационная #входные барьеры
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

Чистая монополия — рынок, где одна фирма является единственным продавцом продукта, не имеющего близких заменителей (субститутов), вход в отрасль блокирован.

Наиболее серьезным препятствием, затрудняющим доступ новым фирмам на рынок, где хозяйствуют «старожилы» отрасли, выступают входные барьеры:

  1. Правительство наделяет фирму исключительными правами на определенные виды деятельности посредством выдачи дипломов, лицензий, проведения конкурсов, аттестаций.

  2. Собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы. Так, институт частной собственности используется монополией как средство самой эффективной преграды для потенциальных клиентов.

  3. Авторские права и патенты.

  4. Эффект масштаба, т. е. преимущества крупного производства, позволяющие наращивать объемы производства и снижать издержки.

  5. Нелегальные методы борьбы с новыми потенциальными конкурентами (антиреклама, демпинговые цены, давление на поставщиков сырья, переманивание сотрудников, угрозы мафиозных структур и др.).

Основными признаками монополизма являются:

  • высокая концентрация хозяйственной деятельности в руках одной или нескольких объединившихся фирм;

  • доминирующее, т. е. преобладающее положение этих фирм на рынке конкретных экономических благ;

  • установление монопольных цен (завышенных при продаже и/или заниженных при покупке товаров) и благодаря этому получение для себя сверхприбылей.

Учитывая те обстоятельства, в силу которых одна фирма может стать единственным продавцом экономического блага на рынке, в экономической теории выделяют такие виды монополии:

  • закрытая;

  • открытая;

  • естественная;

  • организационная;

  • простая.