Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Наиболее серьезным препятствием, затрудняющим доступ новым фирмам на рынок, где хозяйствуют «старожилы» отрасли, выступают
Правительство наделяет фирму исключительными правами на определенные виды деятельности посредством выдачи дипломов, лицензий, проведения конкурсов, аттестаций.
Собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы. Так, институт частной собственности используется монополией как средство самой эффективной преграды для потенциальных клиентов.
Авторские права и патенты.
Эффект масштаба, т. е. преимущества крупного производства, позволяющие наращивать объемы производства и снижать издержки.
Нелегальные методы борьбы с новыми потенциальными конкурентами (антиреклама, демпинговые цены, давление на поставщиков сырья, переманивание сотрудников, угрозы мафиозных структур и др.).
высокая концентрация хозяйственной деятельности в руках одной или нескольких объединившихся фирм;
доминирующее, т. е. преобладающее положение этих фирм на рынке конкретных экономических благ;
установление монопольных цен (завышенных при продаже и/или заниженных при покупке товаров) и благодаря этому получение для себя сверхприбылей.
Учитывая те обстоятельства, в силу которых одна фирма может стать единственным продавцом экономического блага на рынке, в экономической теории выделяют такие
закрытая;
открытая;
естественная;
организационная;
простая.