Ценообразование в условиях внутриотраслевой конкуренции
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Конкуренция — форма экономического соперничества между предприятиями. Конкуренция может осуществляться как внутри отрасли, так и между ними.
Внутриотраслевая конкуренция — это соперничество между предприятиями одной и той же отрасли за более выгодные условия производства и сбыта продукции.
Внутриотриотраслевая конкуренция может быть:
совершенной;
монополистической.
Совершенная конкуренция внутри отрасли может быть в следующих случаях:
когда на рынке существует большое количество предприятий и ни одно из них не занимает на нём доминирующего положения;
когда предприятия производят однородную продукцию и потребителю безразлично, у кого покупать;
когда отсутствуют серьёзные препятствия (законодательные, технологические, финансовые и т. д.) для входа и выхода из отрасли.
У предприятий одной отрасли производящей однородную продукцию могут быть различия в технической оснащенности производства, квалификации работников, уровне организации труда и т. д. В результате неодинаковым будет у них индивидуальные стоимости продукции.
Реализация товаров происходит на основе действия закона стоимости: обмен товаров на рынке осуществляется по общественной стоимости, в основе которой лежат общественно необходимые затраты труда или средние затраты труда.
В результате, те предприятия, у которых индивидуальные затраты труда ниже общественно необходимых, получают дополнительную экономическую прибыль. В то же время предприятия, у которых затраты труда выше общественно необходимых, остаются без прибыли или даже в убытке. Закон стоимости стимулирует рост производительности труда, снижение затрат.
Внутри отрасли может наблюдаться и монополистическая конкуренция. Она связана с дифференциацией продукта.
Дифференциация продукта — продукты первого потребительского назначения различаются между собой по следующим признакам:
по качественным характеристикам;
по дизайну упаковки;
по условиям продажи, сервисному обслуживанию.
популярности марки и т. д.
В результате этого на продукцию первого потребительского назначения могут устанавливаться в определённых пределах довольно разные цены.