Ценообразование в условиях внутриотраслевой конкуренции

Оглавление

#Внутриотраслевая конкуренция #Совершенная конкуренция #монополистическая конкуренция #закона стоимости #Дифференциация продукта
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

Конкуренция — форма экономического соперничества между предприятиями. Конкуренция может осуществляться как внутри отрасли, так и между ними.

Внутриотраслевая конкуренция — это соперничество между предприятиями одной и той же отрасли за более выгодные условия производства и сбыта продукции.

Внутриотриотраслевая конкуренция может быть:

  • совершенной;

  • монополистической.

Совершенная конкуренция внутри отрасли может быть в следующих случаях:

  1. когда на рынке существует большое количество предприятий и ни одно из них не занимает на нём доминирующего положения;

  2. когда предприятия производят однородную продукцию и потребителю безразлично, у кого покупать;

  3. когда отсутствуют серьёзные препятствия (законодательные, технологические, финансовые и т. д.) для входа и выхода из отрасли.

У предприятий одной отрасли производящей однородную продукцию могут быть различия в технической оснащенности производства, квалификации работников, уровне организации труда и т. д. В результате неодинаковым будет у них индивидуальные стоимости продукции. 

Реализация товаров происходит на основе действия закона стоимости: обмен товаров на рынке осуществляется по общественной стоимости, в основе которой лежат общественно необходимые затраты труда или средние затраты труда. 

В результате, те предприятия, у которых индивидуальные затраты труда ниже общественно необходимых, получают дополнительную экономическую прибыль. В то же время предприятия, у которых затраты труда выше общественно необходимых, остаются без прибыли или даже в убытке. Закон стоимости стимулирует рост производительности труда, снижение затрат.

Внутри отрасли может наблюдаться и монополистическая конкуренция. Она связана с дифференциацией продукта.

Дифференциация продукта — продукты первого потребительского назначения различаются между собой по следующим признакам:

  • по качественным характеристикам;

  • по дизайну упаковки;

  • по условиям продажи, сервисному обслуживанию.

  • популярности марки и т. д.

В результате этого на продукцию первого потребительского назначения могут устанавливаться в определённых пределах довольно разные цены.