- ГЛАВНАЯ >
- ПРЕДМЕТЫ >
- ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ >
- ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Возникновение и развитие экономической теории
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Экономическая теория первоначально возникла в античном обществе, как экономия (ойкономиа, от слов «ойкос» — дом, хозяйство и «номос» — правило, закон).
1 этап — «поучения героклеопольского царя своему сыну» (XXII в. до н. э.)
Слово «экономия» является заглавием особого сочинения Ксенофонта, где в форме диалога рассматриваются разумные правила ведения домашнего хозяйства и земледелия. Аристотель противопоставил экономии — «хрестоматику». Он впервые попытался анализировать капитал. Ведь экономика — это хозяйство ради самообеспечения, а хрематистика — хозяйство с целью обогащения
2 этап — средневековье
В этот период экономическая мысль находилась под влиянием религии, предпринимались попытки примирения религиозной идеологии с объективными условиями. Основные представители: Ф. Аквинский, ибн. Хальдун.
3 этап — новое время (XV-XVI вв.)
Первая школа «меркантилизма»:
ранний: Стафарт, Кальбери;
поздний (превышение экспорта над импортом): Т. Ман, А. Монкретьен.
Целью их исследований были поиски источников богатства. Объектом наблюдений стала капиталистическая торговля, а предметом пристального внимания — движение денег и товаров между отдельными странами.
4 этап — возникновение классической школы
У. Петти, П. Баугельбер. Они обосновывают что необходимо исследовать не только денежный оборот но и производство, выступают основоположниками трудовой теории стоимости.
Вершинами классической школы являются А. Смит и Д. Рикардо, они отмечают решающее значение разделения труда, как основного фактора повышения производительности труда и других факторов производства. Именно труд вообще, существующий в рамках системы общественного разделения труда, А. Смит провозглашает источником материального богатства при капитализме.
А. Смитт — «правило недвижимой руки»
Через частный интерес достигается максимум интересов общества.
5 этап — появление новой классической школы
В 1890 г. А. Маршалл публикует «Принципы экономикс», главным предметом анализа которых является уже не теория стоимости, а теория цены.
Под экономикс понимается наука об использовании ограниченных ресурсов (труд, земля, капитал, предпринимательская способность).
6 этап — начинается после кризиса (1920-1930 гг.)
Возникает кейнсианство. Дж.Кейнс обосновывает необходимость государственного регулирования экономики, он исследует экономику с точки зрения спроса.
7 этап — 1970-е гг. стали периодом разочарования и в кейнсианстве
Предлагаемые кейнсианцами рецепты макрорегулирования экономики оказались недостаточно эффективными, чтобы остановить усиление инфляции, падение производства и увеличение безработицы в странах Европы и в США. Первыми наступление начали монетаристы во главе с М. Фридменом. В их учении главное внимание уделяется денежной массе, находящейся в обращении.
Регулированием ее занимается центральный банк страны, поэтому монетаристы выступают против чрезмерного вмешательства государства в экономику
8 этап — попытки соединить неоклассические принципы (экономикс) и кейнсианские рекомендации.
На основе этого возникла концепция «неоклассического синтеза». Ведущим представителем здесь является П. Самуэльсон, автор наиболее популярного на Западе учебника для вузов «Экономикс».
Теперь на ZNZN можно делать свои конспекты
