Возникновение и развитие экономической теории

Оглавление

#ойкономиа #хрематистика #школа «меркантилизма» #«правило недвижимой руки» #кейнсианство
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

Экономическая теория первоначально возникла в античном обществе, как экономия (ойкономиа, от слов «ойкос» — дом, хозяйство и «номос» — правило, закон).

1 этап — «поучения героклеопольского царя своему сыну» (XXII в. до н. э.)

Слово «экономия» является заглавием особого сочинения Ксенофонта, где в форме диалога рассматриваются разумные правила ведения домашнего хозяйства и земледелия. Аристотель противопоставил экономии — «хрестоматику». Он впервые попытался анализировать капитал. Ведь экономика — это хозяйство ради самообеспечения, а хрематистика — хозяйство с целью обогащения

2 этап — средневековье

В этот период экономическая мысль находилась под влиянием религии, предпринимались попытки примирения религиозной идеологии с объективными условиями. Основные представители: Ф. Аквинский, ибн. Хальдун.

3 этап — новое время (XV-XVI вв.)

Первая школа «меркантилизма»:

  • ранний: Стафарт, Кальбери;

  • поздний (превышение экспорта над импортом): Т. Ман, А. Монкретьен.

Целью их исследований были поиски источников богатства. Объектом наблюдений стала капиталистическая торговля, а предметом пристального внимания — движение денег и товаров между отдельными странами.

4 этап — возникновение классической школы

У. Петти, П. Баугельбер. Они обосновывают что необходимо исследовать не только денежный оборот но и производство, выступают основоположниками трудовой теории стоимости. 

Вершинами классической школы являются А. Смит и Д. Рикардо, они отмечают решающее значение разделения труда, как основного фактора повышения производительности труда и других факторов производства. Именно труд вообще, существующий в рамках системы общественного разделения труда, А. Смит провозглашает источником материального богатства при капитализме. 

А. Смитт — «правило недвижимой руки»

Через частный интерес достигается максимум интересов общества.

5 этап — появление новой классической школы

В 1890 г. А. Маршалл публикует «Принципы экономикс», главным предметом анализа которых является уже не теория стоимости, а теория цены.

Под экономикс понимается наука об использовании ограниченных ресурсов (труд, земля, капитал, предпринимательская способность).

6 этап — начинается после кризиса (1920-1930 гг.) 

Возникает кейнсианство. Дж.Кейнс обосновывает необходимость государственного регулирования экономики, он исследует экономику с точки зрения спроса.

7 этап — 1970-е гг. стали периодом разочарования и в кейнсианстве

Предлагаемые кейнсианцами рецепты макрорегулирования экономики оказались недостаточно эффективными, чтобы остановить усиление инфляции, падение производства и увеличение безработицы в странах Европы и в США. Первыми наступление начали монетаристы во главе с М. Фридменом. В их учении главное внимание уделяется денежной массе, находящейся в обращении.

Регулированием ее занимается центральный банк страны, поэтому монетаристы выступают против чрезмерного вмешательства государства в экономику 

8 этап — попытки соединить неоклассические принципы (экономикс) и кейнсианские рекомендации.

На основе этого возникла концепция «неоклассического синтеза». Ведущим представителем здесь является П. Самуэльсон, автор наиболее популярного на Западе учебника для вузов «Экономикс».