Научные концепции, определяющие сущность и природу фирмы
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
В неоклассической теории термин «фирма» обозначает институт, преобразующий ресурсы в продукцию (товары и услуги) и решающий задачу максимизации прибыли путем оптимизации цен и объемов производства в зависимости от уровня конкуренции на рынке.
Поведенческие теории фирмы — направление которое рассматривает фирму как объединение подгрупп, изначально имеющих различные цели и интересы и достигающих компромисса. Представители данного направления заменили предположение о максимизации фирмой чего-либо (прибыли, выручки, размеров организации и т.п.) принципом достаточности и достижения удовлетворительного уровня на основе компромисса и общественного выбора.
Управленческие теории фирмы акцентируют внимание на том, что в современных условиях юридические собственники предприятия (например, акционеры) и ее реальные владельцы — менеджеры, непосредственно принимающие хозяйственные решения, имеют различные интересы и полномочия.
Институциональное направление рассматривает организацию через призму контрактных отношений и изучает влияние на деятельность экономических организаций различных институтов, таких как государство, права собственности, трансакционные издержки и т.п.
Теория трансакционных издержек — направление, которое объясняет причину образования фирмы (предприятия) тем, что в ее внутренней среде господствуют нерыночные принципы. Данное обстоятельство обеспечивает экономию на трансакционных издержках — затратах на осуществление рыночных сделок (контрактов). С этой точки зрения, государство и другие институты, в том числе и принципы контрактации сделок (трансакций), должны обеспечивать минимизацию трансакционных издержек.