Экологическая политика: понятие, цели, парадигмы и принципы
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Экологическая политика – это целенаправленная деятельность государства по обеспечению экологической безопасности и сохранению естественных ресурсов.
Цели экологической политики:
обеспечение оптимального качества окружающей среды;
обеспечение устойчивого развития;
сохранение биологического разнообразия.
1 парадигма — трансформация общественной цели достижения определенного качества окружающей среды в индивидуальные мотивы поведения субъектов.
2 парадигма — орган экологической политики выступает в роли заказчика, который хотел бы добиться определенного качества окружающей среды. Исполнителями являются экономические субъекты, которые, действуя в собственных интересах, одновременно обеспечивают достижение этой цели.
Проблемы парадигмы:
асимметричность информации. Орган экологической политики не располагает полной и достоверной информацией о природоохранной деятельности исполнителя. В результате заказчик не в состоянии предвидеть все возможные варианты реакции исполнителя на ту или иную меру экологической политики;
неопределенность и неоднозначность последствий как загрязнения окружающей среды, так и природоохранной деятельности.
Основные принципы:
Принцип альтернативных издержек. Он требует учета альтернативных издержек использования природных ресурсов и экологических благ. Выигрыш от определенного варианта использования должен превышать альтернативные издержки. Это гарантирует рациональность, т. е. наилучшее из возможных применений благ и ресурсов.
Принцип «загрязнитель платит». Он является конкретизацией принципа альтернативных издержек. Требование, чтобы альтернативные издержки общества сопоставлялись с выигрышами, само по себе не определяет, каким образом эти издержки будут распределены между субъектами экономики. В результате альтернативные издержки будут адресованы тем хозяйственным единицам, по вине которых они возникли. Благодаря использованию этого принципа достигается ряд преимуществ: 1) альтернативные издержки охраны окружающей среды распределяются рационально; 2) формируется стимул к сокращению и предотвращению загрязнений; 3) устраняется разрыв между частными и общественными издержками, и в результате цены товаров, наряду с затратами труда и капитала, включают экологические издержки.
Принцип долгосрочной перспективы. Он предполагает, что альтернативные издержки природопользования должны определяться не статически, а в долгосрочной перспективе. Часто последствия загрязнения окружающей среды проявляются через длительное время, что порождает экологические риски и неопределенность. Примерами являются разрушение озонового слоя из-за поступления в атмосферу хлорфторуглеродов, проникновение нитритов в системы почвенных и подземных вод и т. д. Успех экологической политики заключается не только в сокращении текущих загрязнений, но и в предупреждении будущего эколого-экономического ущерба.
Принцип взаимозависимости. Экологические системы образуют сложную сеть взаимодействий. Поэтому при проведении экологической политики необходимо учитывать перемещение загрязняющих веществ из одних подсистем окружающей среды в другие. Экологическая политика должна быть комплексной, т. е. охватывать все объекты и подсистемы окружающей среды, виды природных ресурсов, а также все известные типы загрязняющих веществ.
Принцип предосторожности ориентирован на предупреждение предполагаемых негативных последствий, несмотря на высокую степень неопределенности относительно того, наступят ли они. Особую актуальность этот принцип приобрел в контексте проблем глобального потепления – явления, в существовании которого не уверено большое число ученых. Вместе с тем, несмотря на отсутствие стопроцентных доказательств, возможные последствия глобального потепления таковы, что гораздо лучше заранее продумать и разработать предупреждающие меры, чем впоследствии столкнуться с финансовыми и материальными затруднениями.