Экологические налоги как инструмент косвенного эколого-экономического регулирования

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Экологические налоги налог или штраф за сброс неочищенных сточных вод административный сбор, плата за пользование природными ресурсами продуктовый налог
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Экологические налоги — платежи, вносимые источниками загрязнения, которые напрямую зависят от объема загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду. Этот инструмент эколого-экономического регулирования имеет широкий диапазон применения, поскольку такую плату можно взимать различными способами.

Разновидностями экологических налогов являются:

  1. налог или штраф за сброс неочищенных сточных вод или на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух – эмиссионный налог, размер которого напрямую зависит от объема эмиссии загрязняющего вещества;

  2. продуктовый налог, которым облагаются товары, вызывающие негативные экологические последствия;

  3. плата за пользование природными ресурсами;

  4. административный сбор, которым облагается ряд услуг, к примеру, регистрация опасных химикатов.

Экологическое налогообложение опирается на теоретические принципы интернализации отрицательных внешних эффектов, разработанные А. Пигу, классическим примером реализации которых является налог на единицу продукции, вызывающей загрязнение окружающей среды.

Поскольку товар, вызывающий загрязнение окружающей среды, выпускается в количестве, превышающем оптимальный уровень, ресурсы общества распределяются неэффективно. С целью сокращения выпуска товара до оптимального уровня вводится продуктовый налог, повышающий издержки производства до социально оптимального уровня и заставляющий производителя учитывать предельные внешние издержки.

Однако, несмотря на его теоретическую убедительность, подход Пигу сложно применять на практике. Главной причиной является то, что точную денежную оценку предельных внешних издержек дать трудно или вообще невозможно. Кроме того, этот подход критикуют за то, что он не дает производителю иной возможности уменьшить загрязнение окружающей среды, кроме сокращения выпуска, что вынуждает его нести экономические потери. Поэтому на практике чаще используется налог на эмиссию загрязняющего вещества, которым облагается реальный объем выброса или сброса.

Налог на сброс неочищенных сточных вод или на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух представляет собой плату за загрязнение окружающей среды, взимаемую при помощи ценового механизма. Эмиссионный налог вынуждает источник загрязнения признать экологический ущерб, который он наносит обществу, платить за него и тем самым учитывать его в составе своих производственных издержек. Сталкиваясь с этими дополнительными затратами, предприятие-загрязнитель может либо продолжать загрязнение, внося соответствующую плату, либо сокращать эмиссии загрязняющих веществ за счет природоохранной деятельности, чтобы платить меньше. В каждом конкретном случае предпочтительным оказывается тот вариант, который требует наименьших издержек.

Кроме того, в мировой практике эколого-экономического регулирования широко используется плата за пользование природными ресурсами, которая устанавливается в зависимости от ущерба, вызванного негативным влиянием эмиссий загрязняющих веществ на их качество. Одним из примеров является взимаемая с домашних хозяйств плата за размещение твердых бытовых отходов, которая возрастает прямо пропорционально объему выбрасываемых отходов.